из воспоминаний Л.Л.Селякова.
"Я стоял близко, подошел к нему и спокойно спросил: "А в чем дело? Что нужно делать или сделать конкретно для самолета Пе-2?" Он внимательно посмотрел на меня, мы отошли в сторону и он мне говорит:
- Понимаете, в чем дело. На "Пешке" никуда не годится верхняя стрелковая оборонительная установка с пулеметом "ШКАС". "Мессер" подходит почти в плотную, у него бронестекло, лупим в него почти в упор из "ШКАСа". Видели как он улыбается: Сволочи! Отваливает в сторону, делает боевой разворот и спокойно из верхней полусферы тебя расстреливает: Нужен миниму пулемет Березина 12,7 калибра". На этом разговор закончился.
Я в этот день остался на заводе, собрал ребят П.Чугунова, А.Архипова и говорю им: "Ребята, мы должны установить у верхнего стрелка "Пешки" пулемет Березина".
До этого момента, кроме Андрея Архипова, мастера-оружейника, никто из нас серьезно оружием не занимался. Ребята согласились.
10 дней мы не уходили с работы, пока не сделали опытную установку, которую можно было на фронте просто установить на самолете взамен старой установки под "ШКАС". Установка была сделана. Общий вид установки "ФТ" был мной подписан 28 февраля 1942 г. Надо было ее отстрелять в тире. Взяли пулемет, боекомплект и саму установку и пошли в тир. Тир был расположен на аэродроме, напротив сборочного цеха.
Мы здорово ослабли. 10 дней титанического труда без сносного питания, без сна, давали о себе знать. В тире нашли какие-то козлы и пристроили установку, которую окрестили "ФТ" (фронт требует). Я зарядил пулемет, не представляя, что это будет за стрельба. Никогда я не стрелял из крупнокалиберного пулемета. Расставил пошире ноги, упер в плечо пулемет и нажал на спусковой крючок. Дальнейшее произошло совершенно мгновенно и по всем законам механики. Я понял, что пулемет мне не удержать. Я стал падать на спину, судорожно хватаясь за пулемет и, есстественно, сжимая курок спуска пулемета. Падая на спину со стреляющим пулеметом, я видел, как трассирующие пули описывали в небе дугу. Комплект был боевой: трассирующая для контроля, бронебойная и зажигательная. Мгновенно я понял: еще немного и я расстреляю сборочный цех. Собрав всю свою волю в падении, я отпустил курок и пулемет, замолчав, грохнулся на меня. Как бы то ни было, а установка "ФТ" жила, действовала и это было главное, а что я оказался слабаком и не удержал стреляющий пулемет, это сущие пустяки.
Установку закрепили, отстреляли нужное количество боекомплектов и сдали в серию.
Пришли первые, хорошие вести с фронта, письма с благодарностями в адрес завода и категорическими требованиями о скорейшем переоборудовании всего парка боевых самолетов. Первые боевые испытания были 5 мая 1942 г. под Керчью. Заводские установки "ФТ" испытывал 30-й бомбардировочный полк под командованием полковника Николаева. Их появление было полной неожиданностью для немцев. Когда наши самолеты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. Уверенные в своей безнаказанности, они как и прежде, заходя с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка.
Несколько установок "ФТ" открыли огонь почти одновременно, и 3 фашистских истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю.
Не поняв, что случилось, другие "мессеры" шаблонно повторили маневр и тоже были сбиты.
Это была победа нового оружия."
Но не только в воздухе стреляли пулеметы Березина, во время обороны Тулы их устанавливали на станки а так же в качестве зенитных - на установке, размещавшейся на автомашине ГАЗ
Пользуясь данными о произведенных самолетах из статьи А.С.Яковлева "50 лет советского самолетостроения" (М.Наука 1968) можно установить, что в ходе войны для оснащения боевых самолетов изготовлено:
авиапулеметов УБ-12,7 - 45 тыс. ;
авиапушек Б-20 - 32 тыс. ;
За успешные труды по созданию стрелково-пушечного вооружения для Военно-воздушных сил Березину дважды присуждалась Государственная премия СССР (в 1941 и в 1946 гг.), он награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, медалью <За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.>.
Умер М.Е.Березин 23 августа 1950г. в Туле.
Его дело продолжил сын Сергей Михайлович Березин .
После окончания Тульского политехнического института в 1960 году С. М. Березин пришел работать в КБП. За двадцать лет прошел все ступени карьерной лестницы. В 1980 году возглавил отделение перспективных разработок, технико-экономических исследований и прогнозирования. Он внес значительный вклад в разработку принципиально новой системы высокоточного оружия для объектов бронетанковой техники как вновь создаваемых, так и выпущенных ранее. Под его руководством проведена модернизация танка Т-62 с использованием элементов системы управления огнем БМП-3, позволившая не только оснастить этот танк управляемым вооружением, но и достигнуть по точности стрельбы неуправляемым вооружением танка Т-72. В частности, была предложена простая система управления выстрелом по лучу, решение проблемы с дымом. Далее для Т-72 и Т-80 в КБ приборостроения была сделана система "Рефлекс".
Руководил разработкой вооружения БМП-3 и БМД-4 , разрабатывал 100-мм снаряд "Вишня" и боевой модуль "Бахча" .
Сергей Михайлович Березин умер в декабре 2005г.
Михаил Евгеньевич Березин
Мемориальная доска в Туле на доме где жил М.Е.Березин
Сборка пулеметов УБ на конвейере
Конструктор Сергей Михайлович Березин сын М.Е.Березина
Боевой модуль "Бахча"
quote:Originally posted by kvantun:
для оснащения боевых самолетов изготовлено:
авиапулеметов УБ-12,7 - 45 тыс. ;
Автоматика пулемета работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Запирание канала клиновое. Характерной особенностью его устройства была подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как у подавляющего большинства пулеметов, а при накате их, т. е. от возвратной пружины пулемета. Для обеспечения требуемой надежности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной. Ударный механизм ударникового типа действовал от специальной боевой пружины. К достоинствам пулемета Березина относились: удачная компоновка всего автомата и отдельных механизмов; высокий темп стрельбы; простое заряжание и разряжание, устранение задержек и быстрая смена ствола; сравнительно небольшое число деталей и простое устройство механизма.
Несмотря на все свои положительные качества, пулемет БС обладал некоторыми серьезными недостатками. Особенно сказывалась трудность его перезаряжания в воздухе с помощью тросовой системы, требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя; выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики; требовали устранения причины появления некоторых задержек.
Работая над дальнейшим совершенствованием своей системы в целях ликвидации этих недостатков и создания универсального пулемета для применения его в основных огневых точках всех пулеметов, М.Е. Березин разработал универсальный пулемет УБ (универсальный Березина) в трех вариантах в зависимости от места установки - турельный, крыльевой и синхронный. Основные детали и механизмы всех трех вариантов пулемета были сохранены, за исключением спускового и ударного механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой их применения.
В синхронном (УБС) и крыльевом (УБК) вариантах было осуществлено дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе в воздухе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях. В связи с невозможностью использовать пневматическую перезарядку на турельном пулемете (УБТ) из-за габаритов кабины, конструктор Г.И. Никитин разработал для него рукоятку перезаряжания рычажного типа.
В ходе испытаний пулемет УБ безотказно работал на 9-километровой высоте при +\-48 оС, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании.
Вес пулемета Березина в синхронном варианте 21,45 кг, крыльевом - 21,14 кг, турельном - 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте 700-800 выстр. /мин, крыльевом и турельном 800-1050 выстр. /мин. Боекомплект и баллистика одинаковы с 12,7-мм пулеметом ШВАК.
С 7 января по 22 февраля 1941 г. пулемет Березина успешно проходил войсковые испытания.
22 апреля 1941 г. универсальный пулемет Березина был принят на вооружение ВВС. 12,7-мм пулемет УБ поспел вовремя, ибо начавшаяся через два месяца война выявила неэффективность 7,62-мм авиационных пулеметов при стрельбе по воздушным целям.
Производство пулеметов УБ велось на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах.
В 1941 г. было выпущено 6300 пулеметов УБ, в 1943 г. - 43690, в 1944 г. - 38340, в 1945 г. - 42952.
Синхронный пулемет Березина устанавливался на истребителях И-15, И-153БС, Як-1б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.
Кормовой пулемет Березина был установлен на бомбардировщике Пе-2 и учебном самолете УТИ МиГ-15.
Турельный пулемет Березина был установлен на бомбардировщиках СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4 и Пе-8.
М. Е. Березин дважды был лауреатом Сталинской премии (в 1941 и в 1946 гг.). Кроме того, награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени и медалью <За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.>.
Скончался 23 августа 1950 в Туле.
--------
http://avia.biz.ua/content/view/1175/113/