Даёт ответы на многие вопросы, обсуждаемые в форуме.
sinopa.com ...
Что есть охотник в сущности своей?
Александр Егоров
Формально, охотник - это гражданин, состоящий в Союзе охотников и рыболовов, имеющий одно или несколько ружей на основе соответствующего разрешения органов МВД и переодически или систематически выезжающий на охоту для отстрела промысловой птицы или зверя в разрешённом месте и количестве, в отведённое время.
Однако, люди, объединяемые по этим формальным признакам, в свою очередь, подразделяются на несколько категорий в зависимости от цели и мотивов и их охотничьей активности.
Сначала небольшое теоретическое отступление. По свидетельству психоаналитиков в структуре подсознательных инстинктивных влечений каждого человека присутствуют влечения разрушения, агрессии, насилия, которые в детстве проявляются в жестоком обращении со сверстниками и домашними животными, в актах вандализма и т.п. Вся система общественного воспитания направлена на подавление подобного рода влечений, на перевод их агрессивной энергии (сублимации) в такие социально значимые виды деятельности как служба в армии, полиции, фискальных и охранных структурах, занятия спортом и др.
Любительская охота, как форма времяпрепровождения, также даёт возможность, не преступая закон и не вступая в конфликт с окружающими, разряжать свои агрессивные импульсы, направив их энергию на уничтожение хищников, на добывание трофеев из числа промысловых зверей и птиц: Одновременно с такого рода разрядкой охотник самоутверждается как личность, преодолевая трудности на пути добывания трофея. Здесь и разгул стихий, и сложности ориентирования в малознакомой местности, усталость, недомогание, недоедание, страх при неожиданной встрече с крупными хищниками.. .
Кроме того, сама стрельба по бегущим или летящим мишеням требует от стрелка быстроты и точности зрительно-моторных реакций, хорошего глазомера, высокой концентрации внимания и значительных волевых усилий, направленных на подавление непроизвольных ориентировочных реакций.
Внезапный вылет птицы или прыжок вспугнутого на лёжке зверя возбуждает в охотнике бурю эмоций, которая должна быть мгновенно подавлена для успешного совершения заученного зрительно-моторного действия по производству прицельного выстрела. Как известно, сила эмоциональной реакции на раздражитель определяется силой и неожиданностью последнего. Взрывной характер взлёта глухаря или тетерева, яркая окраска петухов и селезней производит всегда более сильное впечатление на охотника, чем скромно окрашенные самки. Не этим ли обусловлена более успешная стрельба по самкам или в сумерки, когда все птицы серы?
Поэтому всякая стрельба по подвижным мишеням и, в особенности, на охоте по летящей или бегущей дичи - это всякий раз самопреодоление, победа воли над эмоциями. И каждый успешный выстрел возвышает охотника в собственных глазах, работает на его самоутверждение. Кроме того, сам выстрел, с его грохотом и пламенем приводит охотника в эмоциональное возбуждение, давая ему почувствовать себя неким 'повелителем грома'. Не с этим ли связаны традиционные 'салюты' в честь открытия летне-осенней охоты?
Однако, если на охоте по водоплавающим в период массового пролёта дичи иногда предоставляется неплохая возможность пострелять, то охота на глухаря весной или на зверя зачастую завершается одиночным выстрелом. Здесь основное время и усилие охотника уходят на поиск, обнаружение, выслеживание, преследование, скрадывание, ожидание, погоню, а после удачного выстрела ещё и на снятие шкуры, разделку туши и транспортировку добычи (если это было крупное животное). По своей психологической характеристике это совершенно другая охота, нежели стрельба на вальдшнепиных тягах или во время осеннего пролёта водоплавающих. Она требует от охотника топографической интуиции, способности сохранять и воспроизводить в уме карту-схему пути, разбираться в следах птиц и зверей, знать повадки и голоса обитателей леса, определять места их кормления, лёжки, любовных игр и т.д. независимо от того, завершилось это решающим выстрелом или нет.
Всё это составляет одну из главных прелестей такой охоты, поскольку в ней охотник отрешается от суетной повседневности городской жизни и переходит в систему биологических координат, становится на время как бы членом большой лесной семьи и, действуя успешно по её правилам игры, получает доказательства своей силы. То есть опять-таки самоутверждается.
Если при стрельбе влёт присутствуют элементы состязательности, зрелищности, шумовые эффекты, то охота на зверя или на глухарином и тетеревином токах не терпит суеты, шумных компаний. Это охота для одиночек или маленьких групп из двух-трёх человек давно и хорошо знающих друг друга, обладающих сходным отношением к таинству охоты. Мне могут возразить - а что Вы скажете по поводу коллективной облавной охоты на зверей? А то, что расстановке стрелков и загонщиков всегда предшествует подготовительная работа егеря по установлению местонахождения зверя на момент прибытия команды охотников. Последние же в данном случае выполняют роль стрелков-забойщиков скота на мясобойнях. Ни о каком таинстве единения с природой в данном случае говорить не приходится.
Коллективная облавная охота - это организованный в рамках закона отстрел животных, формально оправдываемый целью заготовки мяса или уничтожения хищников. Фактически же это чисто ритуальное убийство, которое даёт выход деструктивным подсознательным влечениям и которое (в случае успеха) завершается традиционным, опять же ритуальным коллективным поеданием сердца, печени и селезёнки поверженного животного.
Теперь на основе сказанного попробуем построить классификацию охотников-любителей, положив в её основу главенствующий мотив этого увлечения.
1. Охотник-стрелок.
Спортсмен, стремящийся к наивысшим достижениям в плане меткости и дальности поражения мишеней. Для него количественные показатели результативности охоты важнее качественных. Десяток сауков или пяток бекасов, сбитых в поднебесье, эмоционально привлекательнее одного единственного глухаря или пары чернышей. При этом важна эстетика выстрела. 'Срезать' дичь чисто или сделать такой выстрел по высоко летящей птице, после которого она падает, кружась как осенний лист - мечта настоящего 'стрелка'. Его стихия - такие виды охот, где можно хорошо (в смысле много) по стрелять при минимуме трудозатрат на поиск и выслеживание дичи. Типичными 'стрелками' были родоначальники охотничьей литературы: С. Аксаков, Н. Некрасов, И. Тургенев, предпочитавшие охоту на болотную дичь с собакой всем другим видам охоты. В наше время в связи с поздними сроками открытия летне-осенних охот и исчезновением болот эстафету былых 'стрелков' подхватили охотники-утятники. Впрочем, за рубежом (Словакия, Польша, Германия), где практикуется инкубаторское разведение куропаток, фазанов, перепелов и сейчас существует охота на этих птиц загоном, в ходе которой стрелки делают по сотне и более выстрелов, соревнуясь в меткости и чистоте поражения. Из оружия охотник-стрелок предпочитает современные дальнобойные скорострельные ружья, в том числе и многозарядки.
2. Охотник-следопыт.
Романтик. В отличие от промысловика для него состязание с животным в хитрости, остроте слуха и глаза, преодоление трудностей проникновения в отдалённые глухие районы леса представляют повод для самоутверждения не меньший, чем успешная стрельба по подвижным мишеням. Поэтому объектом его устремлений становятся наиболее редкие и осторожные птицы и звери. В оружии ценит превыше всего надёжность, нетребовательность к уходу и малый вес. У них чаще, чем у других категорий охотников, я встречал курковые ружья старой работы, в том числе малых калибров и 'дамаски'. Обычно 'следопыты' сами снаряжают патроны, предпочитая дымный порох. Объясняли они это тем, что стрелять на охоте приходится редко, а патроны, снаряженные дымным порохом, могут сохраняться десятилетиями. Опять же старые ружья, особенно 'дамаски' не любят бездымных порохов.
3. Охотник для протокола.
Прежде всего это представители истеблишмента и деловых кругов, для которых выезд на охоту является продолжением делового общения вне формальной обстановки - 'без галстуков'. Сами они могут не испытывать увлечения охотой как таковой, поскольку главное для них в этом мероприятии - неформальное общение и расслабление на лоне природы с сауной и выпивкой. Впрочем, на эту тему был фильм под названием 'Особенности национальной охоты'. Протокольный характер выездов на охоту определяет требования к представительским характеристикам оружия. В основном это штучная и сувенирная классика с богатой отделкой.
4. Охотник-сноб.
'Сноб' был малоизвестной фигурой в недалёком прошлом. Получил распространение в последние годы. Относится к преуспевающим деятелям новой формации, которые не прочь создать себе романтический имидж за счёт внешней атрибутики, в частности, за счёт вступления в Союз охотников и приобретения экстравагантного охотничьего оружия в стиле 'military', поскольку охота в наше время при теперешних ценах на оружие и боеприпасы, транспорт и егерские услуги стала весьма дорогим, а поэтому престижным занятием. Стрелки они, как правило, никакие. О повадках охотничьих птиц и зверей судят в духе известного рассказа Марка Твена 'Как я редактировал сельскохозяйственную газету'. Для знакомства с охотничьей литературой у них обычно нет ни времени, ни желания, хотя в доме и присутствуют какие-то оружейные каталоги. Их охотничьи трофеи - это чаще всего случайно попавшие под выстрел дрозды, сойки и прочая птичья мелочь. Пустое тщеславие, вот главный мотив их приобщения к сообществу охотников. Сноб, он и есть сноб.
5. Охотник - ритуальный убийца.
Это, как мне кажется, довольно немногочисленная категория людей, выезжающих преимущественно на облавные охоты, дающие разрядку и выход их деструктивным влечениям садо-мазохистского комплекса. Как зачарованные они наблюдают агонию зверя. Принимая участие в разделке туш, с наслаждением погружают руки в разверстую полость трупа зверя, с жадностью вдыхая запах крови. Все встреченные мной такого рода охотники были в жизни 'подкаблучниками', отличались смирным нравом, не излишествовали, не были привержены алкоголю. Что характерно, все они были ниже среднего роста, физически некрепкие, а в школьные годы им нередко случалось оказываться в положении 'мальчика для битья' у своих сверстников.
Испытав на охоте сладостный ужас от картины убийства лося или разделки туши животного, они как бы спроецировали на неё реализацию своих подсознательных влечений мести и расправы с обидчиком, преодолели боязнь преступить 'табу' -нравственный запрет на убийство ближнего, хотя бы и 'меньшого брата'. Это приводило их в отличное расположение духа, делало на какое-то время уверенными в себе. Если говорить об оружии, то так случилось, что у всех встреченных мною охотников этой категории (а таких явных, откровенных представителей в моей практике психолога случилось не более 6 человек) были ружья из числа 'иномарок' и все отлично содержались. Видимо, ритуальный смысл охоты предопределил и отношение к ружью, как к ритуальному орудию.
В заключение хочу отметить условный и относительный характер приведённой классификации. Между упомянутыми разновидностями ружейных охотников определённо не существует жёстко очерченных границ, и каждый настоящий охотник в душе немножко романтик, немножко ритуальный убийца, немножко добытчик и 'повелитель грома'. На разных отрезках своей жизни чего-то больше, чего-то меньше. Признаки, которые легли в основы выделения каждой названной категории могут быть главенствующими в разные периоды времени.
...
Есть конечно же и не охотники, статья, в принципе, для них.