Guns.ru Talks
Охота
Предлагаю к прочтению весьма интересную статью

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Предлагаю к прочтению весьма интересную статью

8bullets
P.M.
5-2-2003 01:50 8bullets
Даёт ответы на многие вопросы, обсуждаемые в форуме.
sinopa.com

...
Что есть охотник в сущности своей?
Александр Егоров

Формально, охотник - это гражданин, состоящий в Союзе охотников и рыболовов, имеющий одно или несколько ружей на основе соответствующего разрешения органов МВД и переодически или систематически выезжающий на охоту для отстрела промысловой птицы или зверя в разрешённом месте и количестве, в отведённое время.
Однако, люди, объединяемые по этим формальным признакам, в свою очередь, подразделяются на несколько категорий в зависимости от цели и мотивов и их охотничьей активности.

Сначала небольшое теоретическое отступление. По свидетельству психоаналитиков в структуре подсознательных инстинктивных влечений каждого человека присутствуют влечения разрушения, агрессии, насилия, которые в детстве проявляются в жестоком обращении со сверстниками и домашними животными, в актах вандализма и т.п. Вся система общественного воспитания направлена на подавление подобного рода влечений, на перевод их агрессивной энергии (сублимации) в такие социально значимые виды деятельности как служба в армии, полиции, фискальных и охранных структурах, занятия спортом и др.

Любительская охота, как форма времяпрепровождения, также даёт возможность, не преступая закон и не вступая в конфликт с окружающими, разряжать свои агрессивные импульсы, направив их энергию на уничтожение хищников, на добывание трофеев из числа промысловых зверей и птиц: Одновременно с такого рода разрядкой охотник самоутверждается как личность, преодолевая трудности на пути добывания трофея. Здесь и разгул стихий, и сложности ориентирования в малознакомой местности, усталость, недомогание, недоедание, страх при неожиданной встрече с крупными хищниками.. .

Кроме того, сама стрельба по бегущим или летящим мишеням требует от стрелка быстроты и точности зрительно-моторных реакций, хорошего глазомера, высокой концентрации внимания и значительных волевых усилий, направленных на подавление непроизвольных ориентировочных реакций.

Внезапный вылет птицы или прыжок вспугнутого на лёжке зверя возбуждает в охотнике бурю эмоций, которая должна быть мгновенно подавлена для успешного совершения заученного зрительно-моторного действия по производству прицельного выстрела. Как известно, сила эмоциональной реакции на раздражитель определяется силой и неожиданностью последнего. Взрывной характер взлёта глухаря или тетерева, яркая окраска петухов и селезней производит всегда более сильное впечатление на охотника, чем скромно окрашенные самки. Не этим ли обусловлена более успешная стрельба по самкам или в сумерки, когда все птицы серы?

Поэтому всякая стрельба по подвижным мишеням и, в особенности, на охоте по летящей или бегущей дичи - это всякий раз самопреодоление, победа воли над эмоциями. И каждый успешный выстрел возвышает охотника в собственных глазах, работает на его самоутверждение. Кроме того, сам выстрел, с его грохотом и пламенем приводит охотника в эмоциональное возбуждение, давая ему почувствовать себя неким 'повелителем грома'. Не с этим ли связаны традиционные 'салюты' в честь открытия летне-осенней охоты?

Однако, если на охоте по водоплавающим в период массового пролёта дичи иногда предоставляется неплохая возможность пострелять, то охота на глухаря весной или на зверя зачастую завершается одиночным выстрелом. Здесь основное время и усилие охотника уходят на поиск, обнаружение, выслеживание, преследование, скрадывание, ожидание, погоню, а после удачного выстрела ещё и на снятие шкуры, разделку туши и транспортировку добычи (если это было крупное животное). По своей психологической характеристике это совершенно другая охота, нежели стрельба на вальдшнепиных тягах или во время осеннего пролёта водоплавающих. Она требует от охотника топографической интуиции, способности сохранять и воспроизводить в уме карту-схему пути, разбираться в следах птиц и зверей, знать повадки и голоса обитателей леса, определять места их кормления, лёжки, любовных игр и т.д. независимо от того, завершилось это решающим выстрелом или нет.

Всё это составляет одну из главных прелестей такой охоты, поскольку в ней охотник отрешается от суетной повседневности городской жизни и переходит в систему биологических координат, становится на время как бы членом большой лесной семьи и, действуя успешно по её правилам игры, получает доказательства своей силы. То есть опять-таки самоутверждается.

Если при стрельбе влёт присутствуют элементы состязательности, зрелищности, шумовые эффекты, то охота на зверя или на глухарином и тетеревином токах не терпит суеты, шумных компаний. Это охота для одиночек или маленьких групп из двух-трёх человек давно и хорошо знающих друг друга, обладающих сходным отношением к таинству охоты. Мне могут возразить - а что Вы скажете по поводу коллективной облавной охоты на зверей? А то, что расстановке стрелков и загонщиков всегда предшествует подготовительная работа егеря по установлению местонахождения зверя на момент прибытия команды охотников. Последние же в данном случае выполняют роль стрелков-забойщиков скота на мясобойнях. Ни о каком таинстве единения с природой в данном случае говорить не приходится.

Коллективная облавная охота - это организованный в рамках закона отстрел животных, формально оправдываемый целью заготовки мяса или уничтожения хищников. Фактически же это чисто ритуальное убийство, которое даёт выход деструктивным подсознательным влечениям и которое (в случае успеха) завершается традиционным, опять же ритуальным коллективным поеданием сердца, печени и селезёнки поверженного животного.

Теперь на основе сказанного попробуем построить классификацию охотников-любителей, положив в её основу главенствующий мотив этого увлечения.

1. Охотник-стрелок.

Спортсмен, стремящийся к наивысшим достижениям в плане меткости и дальности поражения мишеней. Для него количественные показатели результативности охоты важнее качественных. Десяток сауков или пяток бекасов, сбитых в поднебесье, эмоционально привлекательнее одного единственного глухаря или пары чернышей. При этом важна эстетика выстрела. 'Срезать' дичь чисто или сделать такой выстрел по высоко летящей птице, после которого она падает, кружась как осенний лист - мечта настоящего 'стрелка'. Его стихия - такие виды охот, где можно хорошо (в смысле много) по стрелять при минимуме трудозатрат на поиск и выслеживание дичи. Типичными 'стрелками' были родоначальники охотничьей литературы: С. Аксаков, Н. Некрасов, И. Тургенев, предпочитавшие охоту на болотную дичь с собакой всем другим видам охоты. В наше время в связи с поздними сроками открытия летне-осенних охот и исчезновением болот эстафету былых 'стрелков' подхватили охотники-утятники. Впрочем, за рубежом (Словакия, Польша, Германия), где практикуется инкубаторское разведение куропаток, фазанов, перепелов и сейчас существует охота на этих птиц загоном, в ходе которой стрелки делают по сотне и более выстрелов, соревнуясь в меткости и чистоте поражения. Из оружия охотник-стрелок предпочитает современные дальнобойные скорострельные ружья, в том числе и многозарядки.

2. Охотник-следопыт.

Романтик. В отличие от промысловика для него состязание с животным в хитрости, остроте слуха и глаза, преодоление трудностей проникновения в отдалённые глухие районы леса представляют повод для самоутверждения не меньший, чем успешная стрельба по подвижным мишеням. Поэтому объектом его устремлений становятся наиболее редкие и осторожные птицы и звери. В оружии ценит превыше всего надёжность, нетребовательность к уходу и малый вес. У них чаще, чем у других категорий охотников, я встречал курковые ружья старой работы, в том числе малых калибров и 'дамаски'. Обычно 'следопыты' сами снаряжают патроны, предпочитая дымный порох. Объясняли они это тем, что стрелять на охоте приходится редко, а патроны, снаряженные дымным порохом, могут сохраняться десятилетиями. Опять же старые ружья, особенно 'дамаски' не любят бездымных порохов.

3. Охотник для протокола.

Прежде всего это представители истеблишмента и деловых кругов, для которых выезд на охоту является продолжением делового общения вне формальной обстановки - 'без галстуков'. Сами они могут не испытывать увлечения охотой как таковой, поскольку главное для них в этом мероприятии - неформальное общение и расслабление на лоне природы с сауной и выпивкой. Впрочем, на эту тему был фильм под названием 'Особенности национальной охоты'. Протокольный характер выездов на охоту определяет требования к представительским характеристикам оружия. В основном это штучная и сувенирная классика с богатой отделкой.

4. Охотник-сноб.

'Сноб' был малоизвестной фигурой в недалёком прошлом. Получил распространение в последние годы. Относится к преуспевающим деятелям новой формации, которые не прочь создать себе романтический имидж за счёт внешней атрибутики, в частности, за счёт вступления в Союз охотников и приобретения экстравагантного охотничьего оружия в стиле 'military', поскольку охота в наше время при теперешних ценах на оружие и боеприпасы, транспорт и егерские услуги стала весьма дорогим, а поэтому престижным занятием. Стрелки они, как правило, никакие. О повадках охотничьих птиц и зверей судят в духе известного рассказа Марка Твена 'Как я редактировал сельскохозяйственную газету'. Для знакомства с охотничьей литературой у них обычно нет ни времени, ни желания, хотя в доме и присутствуют какие-то оружейные каталоги. Их охотничьи трофеи - это чаще всего случайно попавшие под выстрел дрозды, сойки и прочая птичья мелочь. Пустое тщеславие, вот главный мотив их приобщения к сообществу охотников. Сноб, он и есть сноб.

5. Охотник - ритуальный убийца.

Это, как мне кажется, довольно немногочисленная категория людей, выезжающих преимущественно на облавные охоты, дающие разрядку и выход их деструктивным влечениям садо-мазохистского комплекса. Как зачарованные они наблюдают агонию зверя. Принимая участие в разделке туш, с наслаждением погружают руки в разверстую полость трупа зверя, с жадностью вдыхая запах крови. Все встреченные мной такого рода охотники были в жизни 'подкаблучниками', отличались смирным нравом, не излишествовали, не были привержены алкоголю. Что характерно, все они были ниже среднего роста, физически некрепкие, а в школьные годы им нередко случалось оказываться в положении 'мальчика для битья' у своих сверстников.

Испытав на охоте сладостный ужас от картины убийства лося или разделки туши животного, они как бы спроецировали на неё реализацию своих подсознательных влечений мести и расправы с обидчиком, преодолели боязнь преступить 'табу' -нравственный запрет на убийство ближнего, хотя бы и 'меньшого брата'. Это приводило их в отличное расположение духа, делало на какое-то время уверенными в себе. Если говорить об оружии, то так случилось, что у всех встреченных мною охотников этой категории (а таких явных, откровенных представителей в моей практике психолога случилось не более 6 человек) были ружья из числа 'иномарок' и все отлично содержались. Видимо, ритуальный смысл охоты предопределил и отношение к ружью, как к ритуальному орудию.

В заключение хочу отметить условный и относительный характер приведённой классификации. Между упомянутыми разновидностями ружейных охотников определённо не существует жёстко очерченных границ, и каждый настоящий охотник в душе немножко романтик, немножко ритуальный убийца, немножко добытчик и 'повелитель грома'. На разных отрезках своей жизни чего-то больше, чего-то меньше. Признаки, которые легли в основы выделения каждой названной категории могут быть главенствующими в разные периоды времени.
...

Есть конечно же и не охотники, статья, в принципе, для них.

Foxtrot
P.M.
5-2-2003 01:55 Foxtrot
Мне ближе второй типаж. Не люблю облавных охот. Главное общение с природой, единение так сказать. Хорошая статья.
Diver
P.M.
5-2-2003 02:18 Diver
Я второй тип (но люблю тяжелые ружья, наверное мазохист ) с вкраплениями первого типа (в плане красоты выстрела) и любовью к хорошему оружию из третьего, но не для протокола, а для своей души
Dr. Watson
P.M.
5-2-2003 04:14 Dr. Watson
Типа на ту же тему, но без "наклеивания ярлыков" forums/Forum14/HTML/000057.html

Штрих-код не предлагать!

Др.В.

Добромир
P.M.
5-2-2003 08:43 Добромир
Интересная классификация! В общем, довольно верная. Но правильно подмечено, что "чистых" типов очень мало. Я, например, и пострелять люблю, и по глухоманям полазить, а в компании и немного себя показать. И как бы не был приятен сам процесс, еще и добыть чего-нибудь хочется!
PIF-PAF
P.M.
5-2-2003 09:06 PIF-PAF
8bullets, круто!!! Классификация есть! Можно писать дисер Не люблю я когда вот так стараются ярлыки приклеивать и не потому что узнал себя в роли охотника ритуального убийцы (шютка). Просто в жизни все как вы и написали в конце своего исследования, все сложнее. Я например наблюдал несколько другую картину: человек с первых дней охоты до позднего возраста проделывает некоторый эволюционный путь. И связано это не только с психологическими характеристиками личности, но и с физическими моментами. Так в старые охотники становятся более сентиментальными и уже очень редко учавствуют в коллективных охотах на крупного зверя, да и в лес им забуриваться тоже опасно (например с инфарктом). И даже будучи кровожадным в начале, со временем начинаешь любить природу тяга к разрушению и "ритуальному убийству" проходит. А если остается, то только у полных раздолбаев, но они как правило в охотниках не задерживаются. Охоту как таковую очень сложно психологизировать, да и самих охотников тоже. По собственным наблюдениям могу сказать, что это люди, не зависимо от предложенной вами классификации, с очень тонкой душевной организацией, особый контингент и как правило в общении весьма, весьма интересные (может из-за общности интересов).
8bullets
P.M.
5-2-2003 09:55 8bullets
PIF-PAF:


Успокойся. Статья не мной писана и имеет довольно значимую сноску - БОЛЬШИНСТВО охотников немножко тут, немножко там, но есть и ярко выраженные. Я и сам примеры могу привести. Как правильно Док переадресовал: стержень скорее в эволюции, о чём собственно и ты говоришь.. . Затчэм обыдэл, да?

Foxtrot
P.M.
5-2-2003 10:28 Foxtrot
Какие ярлыки? А у охотников со временем у всех без исключения (если это охотник) идёт своеобразная эволюция. Доктор тоже поднял эту тему, их объединить бы тогда будет полная картина. А если человек мечется туда сюда - он не охотник ещё. Надо опыта набираться, а придёт к одному - природа, ружьишко простенькое но безотказное, минимальный боекомплект. Все через это проходят.
PIF-PAF
P.M.
5-2-2003 11:31 PIF-PAF
Я вобщем и не ставил цели никого обижать!!!! Может был резок - извени не хотел!!! Я просто дискутировал и совсем не нервничал
LVital
P.M.
7-2-2003 12:46 LVital
Для меня ценен оди точный выстрел и труп вороны как мера его результативности. Похоже на 1-й тип, но не совсем.

Последнее время начал присматриваться к повадкам, наблюдать. Оказывается, интересно.

Балда
P.M.
7-2-2003 04:47 Балда
2 8bullets!

Уж не хотел комментировать сей опус (рад, что он написан не Вами!), но не могу удержаться.
В этой, извиняюсь, фигне не указан основной тип охотника (исторический), а именно, охотника за ЕДОЙ. Я вырос в местах, где мясо (как и многое другое) в магазинах бывало редко и охота была одним из средств ПРОПИТАНИЯ. И мы (с детства) охотились НЕ ради спортивного интереса. Люди, которые едят сочный бифштекс, рассуждая, что охота - это убийство "наших братьев меньших", видимо не испытывают чувств, когда на мясокомбинатах тысячами забивают (ежедневно) коров, овец и свиней, рожденных и выросших на животноводческих фермах (в лагерях?). Кто видел - тот поймёт.

К другим участникам: ну в ЧЁМ интерес убить ворону? Запечь на огне и схавать с потрохами? Или это "ритуальное убийство"?

С уважением к 8bullets,

Балда (nick на форуме),
а по профессии - инженер.

[edited by Балда]

Histry
P.M.
7-2-2003 05:27 Histry
Originally posted by Балда:

Балда (nick на форуме),
а по профессии - инженер.



Одно другому не мешает.

8bullets
P.M.
7-2-2003 09:24 8bullets
Балда:

ты всё-таки невнимательно статью читал, охота ради добычи провианта рассматривается как вариант, обзывается заготовкой мяса, что и есть фактически.

Разговор несколько об ином. О состоянии души.

LVital
P.M.
7-2-2003 11:34 LVital
Originally posted by Балда:
Я вырос в местах, где мясо (как и многое другое) в магазинах бывало редко и охота была одним из средств ПРОПИТАНИЯ.

Таких, как ты - единицы, и это - самый честный, настоящий вид охоты. Когда нужно принасти в семью мясо. А в отстреле тех же куропаток или кабанов городским жителем смысла не больше, чем в отстреле ворон.

Балда
P.M.
7-2-2003 05:02 Балда
2 Histry:

Ну конечно не мешает.
Есть же на форуме и более смешные и нелепые ники (не буду показывать пальцем).
А кстати, Балда (из сказки А.С. Пушкина), был еще и неплохим менеджером. Бесов развёл, батюшку на счетчик поставил... .

[edited by Балда]

Балда
P.M.
7-2-2003 05:16 Балда
Originally posted by 8bullets:
Балда:

ты всё-таки невнимательно статью читал, охота ради добычи провианта рассматривается как вариант, обзывается заготовкой мяса, что и есть фактически.

Разговор несколько об ином. О состоянии души.


Ага, ну если "вариант ради добычи провианта" взят из нижеследующего абзаца, тогда я просто не понял юмора.
------
... Коллективная облавная охота - это организованный в рамках закона отстрел животных, формально оправдываемый целью заготовки мяса или уничтожения хищников. Фактически же это чисто ритуальное убийство, которое даёт выход деструктивным подсознательным влечениям и которое (в случае успеха) завершается традиционным, опять же ритуальным коллективным поеданием сердца, печени и селезёнки поверженного животного.
------

>
Guns.ru Talks
Охота
Предлагаю к прочтению весьма интересную статью