Guns.ru Talks
Выживание
Про богоискательские общины, экологию и запове ...

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Про богоискательские общины, экологию и заповедники

kiowa
P.M.
23-3-2005 05:37 kiowa
Навеяно, гаспада, топиком про сектантов.

Читая Леви-Стросса и Фрезера, автору пришло в голову, что не менее интересные социальные организации и обряды присутствуют не где-то у догонов или индейцев кри. Нет, мы их наблюдаем постоянно, смотрим сквозь них и видим - практически ежедневно. Данная заметка открывает серию записей - рука научного сотрудника не поднимется обозвать их статьями - о социальных порождениях постиндустриального общества. А так как в экологическом (или по старому - в природоохранном) движении отразились если не все, то большая часть тенденций Великого Перелома 80-х - 90-х годов России, то при написании автор и будет опираться на этот, хорошо известный ему материал.
Настоящие заметки не предполагают диалога или дискуссии - как не вступают этнографы в диспут о внешней структуре мира с теми же догонами.

Dmka
P.M.
23-3-2005 10:27 Dmka
Такс, ждем продолжения.

Rost
P.M.
25-3-2005 12:42 Rost
Ну а где продолжение???
kiowa
P.M.
30-3-2005 05:33 kiowa
Да вот, млять, поруха бил с компутром. Потом я уезжаль. Счас добаффлю.
kiowa
P.M.
30-3-2005 05:37 kiowa
Общинники и отшельники.

Привычка искать Истину, Бога, Мировую Гармонию и Себя в единении с Природой, видимо, всегда была присуща отдельным членам общества. Богоискательство с легким уклоном в природоведение, мы можем проследить (следуя письменной традиции, а не изустным преданиям) примерно от Овидия и Диоклетиана через Франциска Ассизкого, суфиев, Генри Торо, Эмерсона к Рериху и уже современным их последователям.
Идеалом для людей подобного склада всегда почему-то представлялось отшельничество. Но отшельничества в чистом виде, судя по всему, не получалось абсолютно ни у кого - даже у таких ярких представителей этого течения, как Симеон Столпник, Пуран Бхават или старец Зосима. Недаром одной из излюбленных тем литературы нового времени является возвращение отшельника к людям в новой, весьма активно действующей ипостаси.
Другим направлением этого искания Бога в Себе и Себя в Природе является создание и построение бесчисленного количества обществ, коммун, систем, общин. От Людей Солнца до современных Экополитян и Анастасийцев.
Однако, между отшельником и общинником (будь он Гуру-учитель или послушник-побег) есть огромная, принципиальнейшая разница.
Отшельник уходит от мира, общинник - создает свой собственный мир. По самому большому счету, если следовать Веллеру, его задача-максимум - переделать весь мир по образцу его собственного. Только едва ли один общинник из тысячи в этом признается. Отшельник - наблюдатель, общинник - революционер.
Довольно много лидеров общин, формируя их, ищут ключи к управлению миром.


Общины и коммуны.
Однако отшельнический быт является весьма специфическим, а человек, по большому счету - все-таки существо социальное. Кроме того, в реальной, а не нарисованной в воображении горожанина природе довольно много препятствий, практически непреодолимых для одного человека, но которые покажутся незаметными для двоих.
Поэтому, со времени возникновения четко выраженных конфессиональных религиозных течений сразу же возникает создание общин, призванных, наряду с поисками Высшего Смысла Бытия (или разработкой Всеобщей Теории Всего), заниматься самообеспечением.
Общины могли быть основаны на индивидуальном гендерном принципе - тогда они назывались монастырями; и на семейном - тогда они просто были общинами, или, в ряде случаев - коммунами.
Общины, или коммуны экологического толка (впрочем, тесно связанные с эзотерическими и религиозными течениями) стали очень распространены в посткоммунистической России (кстати, бывали прецеденты и при Советах). Но, по ряду причин, это движение не стало широким, и, в конечном итоге, пошло на спад. Причины этого спада (по крайней мере, некоторые), я и хочу рассмотреть в настоящих заметках.

kiowa
P.M.
30-3-2005 05:38 kiowa
Избранные и новобранцы.

Люди, составившие основу этого общинного движения, были самыми различными. Одно их, пожалуй, объединяло - не было среди них архаичного почвенного типа. Все они вышли из рядов образованщины (чаще недо- чем просто образованщины), то есть, на прогнившем Западе могли быть с той или иной степенью натяжки отнесены к интеллектуалам . В большинстве своем эти люди тяготились насаждавшейся в школах и ВУЗах начетнической марксистко-ленинской системой. Кое-кто (не большинство, но значительная часть) пришли из различных артистических и литературных бурс - таких, как Литинститут, театральные и художественные академии.
Многим официальная доктрина казалась плоской и неполной, кое-кто пытался ее анализировать и становился на т.н. идеалистические (в большинстве своем, все-таки - агностические) позиции. Но для большинства диссидентов она казалась неприемлемой просто из-за органически присущего социально активному человеку духа противоречия.
Как правило, прежде чем войти в общину, или (лучше всего) организовать или захватить собственную, человек приходил к мысли о причисленности к Избранным. Много этих Избранных довелось повидать автору - от потомков карфагенян, атлантов и прочих египтян (в варианте примитивнейшем и воспитанном на Папюсе и Блаватской) до представителей новой расы - люденов (в варианте, воспитанном на Стругацких и их последователях). Эти избранные или объединяют вокруг себя себе подобных более низкого разбора, или же воспитывают таковых из имеющегося подручного материала. В любом случае, Избранные, вольно или невольно, оказывались носителями Тайного Знания и пытались поделиться им с узким кругом приближенных.
По составу Избранные и окормляемая Избранными периферия выглядела примерно так - женщины составляли от более чем половины до трех четвертей от личного состава. Многие объясняют это повышенной чувствительностью и эмоциональной восприимчивостью дамского организма, кое-кто - расширением базиса поиска постоянного партнера в неустойчивой социальной среде. Вероятно, играет свою роль и простое желание попробовать что-нибудь новенькое в мире, где все окружающее по-бытовому обрыдло . Тем более, что в общины традиционно идут две категории девушек - где-то от шестнадцати до двадцати двух (классический возраст гормонально стимулированного поиска) и дамы уже постбальзаковского возраста (период нереализованных возможностей).
Леди в системах представляли собой ведомую часть.
Юноши в Системах представляют собой несколько более многообразные типы. В большинстве своем это были флегматики, склонные к резонерству и приятному ничегонеделанию. Склонность к резонерству выводила юношей в лидеры.
Традиционно все эти персоналии отличала значительная склонность к уставному однообразию и начетничеству. Попади они в руки какого-нибудь фельдфебеля Шнабельнахта, он выдрессировал бы из них прекрасную тыловую часть. Для фронта эта публика в принципе не годится.

kiowa
P.M.
30-3-2005 05:39 kiowa
Почему Экология и Природа?

Почему Экология и Природа стали естественным базисом для возникновения этих общин в период, предшествовавший в Советском Союзе перестройке?
Да потому что эта платформа, с одной стороны, казалась предельно нейтральной для официоза. 'Пользы от них нет, но и вреда при этом тоже никакого'. Не берусь отвечать за компетентные органы, но и для них, скорее всего, казалось приемлемым, что какая-то часть возможных ниспровергателей режима направит свою энергию в безопасное русло. Ну и самим участникам движения руссоистская идиллия казалась гораздо более привлекательной, нежели баррикады. Даже судя по припомаженным фильмам советского времени, на баррикадах можно было запросто огрести по мордасам. По мордасам, равно как и по сусалам, огребать никому не хотелось. Кроме самых отчаянных, конечно. Но отчаянные в Избранные и не шли:
Кроме того, она, эта идиллия, являла собой весьма любопытный гибрид коммунистического светлого будущего и вполне так себе буржуазного 'домика в деревне'. И кругом же не комсорги резкие какие с замполитами злобными напополам, а все сплошь наиинтеллектуальнейшие люди, коих принято было звать братьями и сестричками, чистейшей души и кристальнейших помыслов человеки: Братья и Сёстры с большой буквы . Хрустальные реки, подснеженные горы, кедры, степи и лошади табунами. Плюс труд, не угнетающий, но облагораживающий человека:
Черт, написал - аж самому туда захотелось.
Ну вот - ведь широка страна наша родная, все это в ней присутствовало, присутствует, и присутствовать будет. И хрустальные реки, и высокие горы, да и человеки - такие, порой, встречаются, что шляпу снять хочется:
И пес бы с ним, с Тайным Знанием - есть оно, нет ли его, но на крайняк, хотя бы колхозы образцовые должны были получиться!
Что же не заладилось?

'Нетвердость умов', 'развращенность нравов' и позиция стороннего наблюдателя.

С самого начала я категорически отметаю 'нетвердость умов' и 'развращенность нравов', как причины этого кризиса общин. Нравы сейчас не более развращены, нежели при поздних римлянах или в эпоху Рисорджименто, а количество 'твердых умов', судя по всему, является примерно одинаковым во все времена.
Сразу оговорюсь, я не знаком детально с монастырским раскладом основных конфессий (хотя постоянно общаюсь с несколькими иерархами православных монастырей, так что некоторые возможности для умозаключений имеются и тут). А в возрасте от 22 до 27 лет мне пришлось вращаться в довольно своеобразном обществе, в котором преобладали, ммм: ну как же это сформулировать? Эзотерики экологического толка. Последователи Кастанеды, Кришнамурти, чтецы суфийских текстов и прочие буддисты: На моей памяти организовывалось не менее восьми общин, все из них кончили: Да не важно, как, главное - кончили.
Иногда это выглядело весело, иногда - грустно, но почти никогда - скучно. При условии, если сам находился не внутри, а вовне. Но в любом религиозно-эзотерическом движении наиболее выигрышной является позиция стороннего наблюдателя.
Средний срок жизни успешной общины посторонний наблюдатель определяет в пять лет, для неуспешной - это полтора - два года.
Надо сказать, что сами обитатели общин предпочитают использовать иносказание для обозначения своей деятельности - иногда - это 'система', иногда - 'обитель', иногда - что-то еще.
Посторонний наблюдатель обратил внимание вот на что: исход практически один и тот же. Или анархия и распад (почему-то никогда не наблюдал широко декларируемой анархо-синдикалистами анархии без распада). Или жесткое тоталитарное управление, превращающее общину в личную латифундию вождя. Иногда с элементами гарема, ибо девушки ловятся на эту общинно-богоискательскую удочку примерно втрое успешнее, нежели мужики. Соответственно наблюдается перекос в соотношениях полов в 'системе'. Ну и, конечно, этот перекос придает своеобразный оттенок возникающим в 'системе' конфликтам.

kiowa
P.M.
30-3-2005 05:39 kiowa
Конфликты.

На первый взгляд, общинники или другие 'изоляты' гораздо более конфликтны, чем обитатели окрестных деревень. Декларируют-то они вообще всеобщий мир и благолепие, только вот поддерживается этот мир мерами, порой, гораздо более жесткими, чем в самом полицейско-фашизированном государстве. Для пользы общества, так сказать. Тем не менее, если проанализировать историю подобных обителей, то выглядит она именно как история конфликтов, причем под конец ее (истории) склоки возникают уже как бы сами собой - по одному слову какого-нибудь Гамилькара, Пуранбхваладакша или Эорвенга (многие Избранные носят мифологические, античные или (в последние 10 лет) фэнтезийные имена). Вероятно, отправляясь организовывать идеальное сообщество, потенциальные общинники конфликтов совершенно не ожидают. Поэтому отбор у них происходит почти по Дарвину - вверх вылезает наиболее готовая к конфликтам особь. К концу существования община избранных искателей Бога, Мира и единения с природой напоминает классическую банку с пауками.

Община и особь.

Еще одна из причин развития конфликтов - это абсолютное неприятие в большинстве общин каких-либо более или менее ярких личностей. Вопрос, насколько они более или менее яркие, уже вторичен. В случае, если этой яркой личностью оказывается не лидер общины (т.н. Учитель) (а это не всегда совпадает), то гадюшизация общины происходит со световой скоростью, то есть - почти мгновенно.
Чаще всего ядром конфликта становится человек, занимающийся каким-то особенным ремеслом, - пасечник или кузнец. (Да даже портной или парикмахер!). Первоистоки этого процесса можно найти даже в первичных крестьянских общинах Средневековья - там кузнец считался человеком, общающимся с нечистой силой, и изначально был обязан селиться на отшибе. Аналогичные суеверия, впоследствии, перешли и на многих представителей профессий, требовавших индивидуализма в силу чисто практических причин - от егерей до смотрителей маяков.

Община и общинники.

Как ни странно, второй вариант - когда яркой личностью является один Учитель (Гуру, Равви, Брахман, Шайтан, Нукер, Абрек; нужное выделить, ненужное - зачеркнуть), а основная масса состоит из безгласно-послушных последователей, подручного материала, 'третий сорт - не брак', приводит к склокам, абсолютизации и распаду с той же скоростью, что и первый.
Дело в том, что в этом случае основная масса послушников состоит, как правило, из отпетых бездельников, не имеющих ни малейшего представления о реалиях жизни на природе. Даже заурядный осенний снегопад приводит их к состоянию, близкому к умственному параличу. Необходимость заготовить дрова, принести воду или просто вымыть посуду вызывает такую же бурю эмоций, как и диспут о тождестве триединого Господа с одной из инкарнаций Будды. Или приказ Учителя приготовить торжественную трапезу для всей общины самому достойнейшему (только человек, вплотную наблюдавший быт Избранных, понимает, какой разрушительной силы мина сокрыта в этом безликом словосочетании). На моей памяти один кроткий общинник порубил лопатой другого кроткого общинника из-за несоблюдения очереди в доставке воды на кухню. Оппоненты могут, всенепременнейше, мне возразить, что это люди в общину подобрались неправильные. На это, автор им кротчайше заметит - а где они, эти правильные-то? Лопатой по голове - это, конечно, крайний случай, мизерабль какой-то попался, но ведь не счесть числа примеров - и просто бочку на ногу дорогому товарищу уронить, и на работу более тяжелую братишку подставить, даже просто к бревну с более легкого конца подойти: Просто масштаб не тот, а смысл этот же:
Кроме всего прочего, городские люди, лишенные многих преимуществ урбанизации, склонны зацикливаться сами на себе и своих проблемах в замкнутом мире с совершенно космической силой, которая, порой, выплескивается наружу по совершенно невероятным поводам.
Недаром по метеостанциям бывшего Советского Союза ходила история о трех полярниках. Они, как зеницу ока, берегли муху в банке, которая жила зимой на окне. Когда муха сдохла, они перестреляли друг друга.

kiowa
P.M.
30-3-2005 05:40 kiowa
Общины и местные жители.

Но добро бы конфликты развивались только между собой. Но вот местные жители к общинникам относятся в лучшем случае настороженно, в худшем - ненавидят. Причина - непонимание целей общины, ухода от мира, иногда - очевидное лицемерие и несоответствие образа жизни проповедуемым принципам. Самый наглядный пример - жить в гармонии с природой по заветам предков необходимо, но без бензопилы дом построить нельзя. Не получается. Получается, как у илийских казахов: кабан не свинья, и водка - не вино, в Коране про них не сказано. Или как у анастасийцев : кедр - дерево, вроде как священное, но вот если запрещенные к рубке кедры продавать в Китай - средств для существования общины получается в десять раз больше, нежели при выращивании картофеля. Тем более, на святое же дело деньги идут - на Систему:
В отношении местных жителей к Избранным есть и еще одна тонкость. Иван Иванович неплохо знает, что можно ожидать от его соседа Ивана Никифоровича. Иван Никифорович (равно, как и Иван Иванович) завистлив, ленив, труслив, хвастлив. Пьющ. В такой-то ситуации Иван Никифорович украдет, в такой-то - сбежит, а в такой-то - и вовсе донесет властям.
А в такой-то - на Ивана Никифоровича можно положиться. В неких пределах.
Теперь - Аристарх Фридрихович, Избранный. Он - не пьет, не ворует, не хвастается (вообще лишнего не говорит). Но доверия ему - в миллион раз меньше, нежели пьющему и ворующему Ивану Никифоровичу.
Дело в том, что определенные пределы надежности Ивана Никифоровича, с точки зрения Ивана Ивановича положены его человеческой природой. А определенные пределы Аристарха Фридриховича положены непонятно чем - некими принципами, которые ускользают от Ивана Ивановича. И он, несколько небезосновательно, полагает, что в какой-то момент даже в самой очевидной ситуации в мозгу Аристарха Фридриховича сработает некий переключатель. И включен он будет этой внешней, непонятной Ивану Ивановичу силой. И мгновенно, одним поворотом внутреннего выключателя, повернутого внешней верой, из отличного непьющего мужика превратится Аристарх Фридрихович во вражину лютую. И плевать, что он на каждом шагу декларирует обратное. Язык человеку даден для чего? Правильно, для сокрытия мыслей!
Непонятность мотивов поведения - отличное поле для конфликтов между Избранным и внешним миром.

Обособление.

Любые эзотерико-экологических общины предполагают ту или иную степень изоляции от внешнего мира.
Стоит оговориться - полного обособления не получается почти ни у кого. А если у кого получалось, то получался чрезвычайно примитивный, грубый и приземленный мир. Наиболее наглядным примером таких крайних вариантов служит судьба семьи Лыковых, проживших по религиозным мотивам почти в полной изоляции около пятидесяти лет. Причем даже в этом хрестоматийном из хрестоматийных случаев полной изоляции так и не наступило.
Обособление достигается несколькими путями. Территориальное обособление - самый примитивный, и вместе с тем, эффективный вариант. Довольно много эзотерико-экологических общин образовались вокруг удаленных метеостанций, гидропостов или лавинных станций. Тем более, до начала девяностых годов двадцатого века это давало возможность паразитировать на государственной системе снабжения, довольно значительной, в те времена.
Иногда территориальное обособление шло по вполне косметическому пути. Для создания обители выбиралось некое живописное урочище, или остатки монастыря, или маленькая долина сразу за околицей некоего населенного пункта.
Однако, в этом случае, если община не приносила с собой крупные суммы денег, завистливые местные жители, как правило, вели с ними борьбу честными и не вполне честными способами. Поэтому в непосредственной близости от городов и поселков общины эзотерико-экологического толка старались не гнездиться.

Язык.

Одновременно с территориальным, обособление шло по вербальному и визуальному пути. Язык Избранных, я искренне надеюсь, дождется своего подлинного исследователя. Своеобразный гибрид эзопова языка, канцелярита, церковно-славянского и блатного жаргона, сдобренный научными терминами, хотя и несколько тяжеловесен, но свою роль выполнял неукоснительно. Роль эта проста и однозначна - сокрытие Тайного Знания. Язык Избранных должен быть темен и сложен, ибо язык нужен им для общения с неизбранными, дабы подчеркнуть Избранность. То есть, выполняет классическую роль средства обособления.
Друг с другом Избранные одного уровня общаются или выражениями 'Ну ты же чувствуешь:.', 'Ну ты же сама понимаешь:', 'Ну ты же сам ВИДИШЬ:'.
Или вообще не общаются.
Не любят Избранные одного уровня общаться друг с другом:

Одежда.
Одежда и ее аксессуары традиционно являются средством обособления того или другого социальной группировки. Здесь достаточно вспомнить медные бусы масаев, фенечки хиппи, оранжевые балахоны буддистов или армейские мундиры. При всей широте представленного спектра все вышеперечисленное - явления одного толка. Эзотерико-экологические общины общей униформы не выработали. Некоторые секты анастасийского толка предпочитают холщовые рубахи с минимальным шитьем. Холщовые рубища носили некоторые украинские экополитяне. В принципе, если какая-то униформа существует, то она будет непременно unisex и неброского оттенка. Выделение ни в каких формах не приветствуется.

Механизм обособления.

Напрямую с этим сопряжены и такие интересные вещи, как непреложное подразделение всего мира на 'своих' (члены секты, общины) и 'всех остальных' - как правило - всего остального мира.
В принципе - это нормально для любых сектантско-общинных формирований. Как, собственно говоря, для любых кланов. Для того и образуются общины и секты, чтобы обособляться от мира. Но вот сам механизм обособления как правило, оказывается самым тонким местом во всей конструкции.
Я вспоминаю общины русских сектантов в Америке. Они принципиально не говорили по-английски и жили, соблюдая некие свои, внутренние законы. А для общения с Миром у них был Изгой - специальный человек, которого всей общиной назначали на роль отверженного. Контактировать с Изгоем члены общины могли только в очень определенных переделах, зато сам Изгой получал право общаться и с Общиной, и со всем остальным миром.
Это - одно из крайних проявлений обособления, и при этом - одно из наиболее рациональных.
Ибо в нем содержится очень важная деталь - прописанный механизм связи с внешним миром.
Этот механизм может быть плохим или хорошим, но он таков, и он абсолютно ясен и понятен всем - как членам общины, так и Миру.
При этом - Изгой - безусловный профессионал, каким бывает дипломат или поверенный в делах.
Подавляющая часть эзотерических обществ услугами таких профессионалов не пользуется. Поэтому нелегкое бремя отрицания бренного Мира лежит непосредственно на хрупких плечах общинников - как послушников, так и Учителей.
И, как любое дело в руках дилетантов, общение с Миром у Избранных получается: ну, несколько коряво, что ли:
Отторжение Мира проявляется через множественные поведенческие реакции - от поджатых губ и опущенных долу глаз до типового употребления словосочетаний 'Вам об этом знать не нужно', 'Вас это не касается', 'Вам этого никогда не понять'. Что не удивительно - монополия на истину (особенно, если это Тайная Истина) - один из краеугольных камней любых изолированных общин Избранных. Другое дело, что постоянное педалирование этого обстоятельства не очень нравится большей части всего остального мира.
Не только Избранные могут быть недовольны Миром. Гораздо важнее то, что Мир часто бывает недоволен Избранными.
Как гласит латинская пословица: 'Когда Мир выносит приговор, последнее слово всегда остается за ним'.

Двойные стандарты.

На этом фоне у Избранных вырабатывается система двойных стандартов - для своих и чужих. Самый примитивный пример - свои не пьют, но для мирян можно гнать самогон и продавать его.
Особая ситуация в общинах складывается с психоделическими средствами - прежде всего, с марихуаной. Употребление психоделиков вообще зачастую входит в практику эзотерических культов. Автор этих строк когда-то, по молодости вообще опрометчиво заявлял, что общины Избранных не способны существовать в местах, где не растет хотя бы конопля. Впоследствии жизнь частично опровергла это утверждение уважаемого автора. Коноплю членам общины можно успешно возить, что показывает опыт русских староверческих общин средней Сибири и Аляски. Но, естественно, местных жителей в некоторой их части шокирует, когда под предлогом привлечения к Истине их детки начинают покуривать коноплю, а казначей общины вовсю торгует ей для пополнения денежного запаса 'Системы'.
Как ни странно, в пользу существования религиозно-эзотерических общин обычно трактуют наличие отдельных зажиточных фермеров, разделяющих мировоззрение, к которому эти общины принадлежат (меннониты, старообрядцы, буддисты). Но помилуйте - какое отношение имеет кулак-индивидуалист к успехам общины? Тем более, что в ряде случаев религиозное мировоззрение кулака-индивидуалиста является просто удобной формой защиты его благосостояния от остального мира (на ментальном уровне). А в ряде случаев - сам факт его появления обусловлен тем, что он поглотил всех оставшихся членов общины.

Гонимые и угнетенные.

Когда я писал про прецеденты существования эзотерических общин при Советской власти, то, признаюсь, несколько покривил душой. Не прецеденты это были. А именно в последние годы существования этой самой власти и расцвели эзотерические общины самым пышным и махровым цветом.
Причина этому сегодня видится простой как мычание. Именно Советская власть на излете своего могущества и обеспечивала общинам ореол гонимости, без которого они сразу потеряли процентов семьдесят своей привлекательности для неофитов.
Сразу должен сказать - к чести компетентных органов - если и пасли они пресловутые общины, то делали это вполне деликатно и незаметно для общего восприятия. Все неприятности, которые общины имели, произрастали на сугубо бытовой почве презрения к Миру и его условностям. К примеру - один из Избранных решил для получения просветления поголодать. Голодал он дней сорок, да так и ушел в Астрал душой. А тело его бренное, лишенное души, Братья и Сестры в землю втихаря закопали. Тут околоточный, как назло, подвернулся, с расспросами ненужными - где, дескать, человек, и куда делся он. Родственники, интересуются, понимаешь. И не объяснишь же мирскому дуболому, унтеру Пришибееву, млин, что нету у Брата нашего иных родственников, кроме Братьев по Духу и Разуму, и что не помер он с голоду, а ушел в Астрал будучи просветлен, с магическим слогом Ом на устах:
Вот и готово вам гонение в виде уголовного дела:

Печать против Самиздата.

Но самый страшный удар по Избранным совершили, конечно, отмена Главлита вкупе с распространением окаянных гутенберговых машин. Ушли в прошлое отпечатанные на машинке слепым текстом или размноженные на мимеографе пачки страниц Кришнамурти или Кастанеды. А каждый маленько начитанный фофан, немного подумавши, и забивши косячку, нынче может, назвавшись Надир-Шахом или Ушурбхактиналбанипалом, уплативши мзду печатнику, издавать свои 'Заметки о множественности Вселенных и родстве с ними душ' и раздавать их всем жаждущим Познания: Да и как издаёт-то, собака - под черной обложкой с золотыми буквами!
Как в таком бардаке отличить Тайное Знание от Не Тайного? И вообще - Знание от Не: Тьфу, все ахинея какая-то в голову лезет:

В этом месте, на переходе от страниц Самиздата к коленкоровым обложкам и заканчиваются Общины Избранных. Которые заменяются на клубы интеллектуалов.

Знание Тайным не бывает .

Добавлю следующее.
Эзотерико-экологические общины лишились подавляющего большинства потенциальных членов с началом перестройки еще и по следующим причинам.
Социально-активные (или пассионарные и субпассионарные - кому как больше нравится) граждане получили свободу идти туда, куда хочется, а не куда разрешено компетентными органами. Они и пошли - в большой и малый бизнес, казаки-разбойники, политику, в конце концов. Значительное количество граждан, обретающихся в эзотерико-экологических системах в настоящее время, имеет околосорокалетний возраст, и это совсем не случайно. Раньше им особо податься было некуда, а к сегодняшнему дню уже много вложено именно в этот образ жизни. Привычно уже. Бросать жалко.
Кроме того, на количество активистов экологического толка впрямую оказало влияние такое грандиозное действо, как экономический коллапс бывшего Советского Союза. Жителям благополучного Дальнего Востока, для большинства которых экологические проблемы сосредоточены вокруг какой-нибудь 'охраны амурского тигра' в большинстве своем даже невдомек, какие апокалипсические картины разворачивались в семидесятые-восьмидесятые годы в промышленных районах Урала, Украины, Подмосковья и Западной Сибири. Люди, жившие на орбите промышленных гигантов Свердловска, Нижнего Тагила, Запорожья или какого-нибудь Сумгаита были готовы ради спасения своего здоровья и здоровья своих детей уехать хоть на Луну, хоть на Марс, не то, что на какой-нибудь Алтай или Чуйскую долину. Остановка и смерть этих извергающих пыль, дым, диоксины и прочие всевозможные яды предприятий дала возможность относительно свободно вздохнуть жителям окрестных городов. А заодно лишила наиболее массовой поддержки экологическое движение бывшего Советского Союза.

А при чем, спросите вы меня, духовно-богоискательские общины и охрана природы?
А вот при чем!
Как ни странно, почти всем признакам, по которым выделяются общины богоискателей, соответствуют такие просоветские учреждения, как заповедники. Автор этих строк до сих пор развлекается на научных конференциях, определяя по некоторым вторичным поведенческим признакам сотрудников системы заповедников бывшего СССР.

Причем, яркость этих черт напрямую зависит от степени изоляции заповедника от мира.

Mower_man
P.M.
30-3-2005 06:25 Mower_man
kiowa, аднако! что-то мне твой стиль напоминает, ты часом не реинкарнация Антона Павловича Чехова?
kiowa
P.M.
30-3-2005 10:10 kiowa
Да нет, брат, я сам по себе ничего))))
Хрофт
P.M.
30-3-2005 19:10 Хрофт
2 kiowa: очень интересно.. . а продолжение будет?
kiowa
P.M.
31-3-2005 03:56 kiowa
Вполне законченная статья - принята в "Атеизм и религия", выйдет в мае.
alex1
P.M.
31-3-2005 08:28 alex1
Удаленые уголки.А не создалось у Вас впечатления ,что там местные жители малость другие.Менее активные что ли.В связи с тем,что активные откочевывают в сторону городов?
kiowa
P.M.
31-3-2005 09:48 kiowa
Да нет, не сложилось. Всякие есть люди - как и везде.
Хрофт
P.M.
31-3-2005 12:21 Хрофт
а вот к теме о разных людях.. . путешествую по стране понимаешь что есть разница между "горожанином" из столиц, просто жителем крупного города и человеком из "дальнего уголка".. . причем разница не в образовании, доходах или интересах, а гораздо глубже... . наверно в философии жизни, каких-то глубинных жизненных ценностях и приоритетах.. часто трудно понять что им движет, а это нервирует.. . возможно мы (сам я из Москвы) им тоже кажемся какими-то сектантами и вот вопрос: а есть ли какие-то типичные черты, или общие ценности в разных краях страны? ну чтоб хотя бы точно знать, что можно обсуждать/ делать, а что является месным табу...
З.Ы. простите за офф-топ, если что..... .
kiowa
P.M.
31-3-2005 12:38 kiowa
Да Вы знаете - правила приличия - они примерно одинаковы. Если что-то в другой общине нельзя - Вам скажут - типа как у староверов ненавязчиво другую посуду подвинут.
Совет простой - будьте вежливы, дружелюбны и улыбайтесь - Вы избегнете 99 процентов напряга в дороге.
Если Вы вынуждены к кому-нибудь приставать - с расспросами, или проситься в попутчики - постарайтесь стать интереснвы Вашему визави.
Прошу прощения за банальность - но никто не любит хамов.

Офф топ.
Поэтому меня иногда до слез смешат рассуждения некоторых выживальщиков на этой ветке.

Хрофт
P.M.
31-3-2005 16:39 Хрофт
спасибо за разъяснения
Путник
P.M.
1-4-2005 19:16 Путник
Занятно.
unecht
P.M.
6-4-2006 18:43 unecht
Originally posted by kiowa:
Автор этих строк до сих пор развлекается на научных конференциях, определяя по некоторым вторичным поведенческим признакам сотрудников системы заповедников бывшего СССР. Причем, яркость этих черт напрямую зависит от степени изоляции заповедника от мира.

А какие они, эти признаки? Расскажите, пожалуйста, подробнее.

kiowa
P.M.
10-4-2006 10:47 kiowa
Сотрудник заповедника имеет нагловато-заискивающее выражение лица, которое очень быстро приобретает черты набожности - как у жуликоватых священников. Очи долу, тихий голос, плюс подчеркивание принадлежности к горним высям.
unecht
P.M.
10-4-2006 23:05 unecht
Однако же, сильно напоминает научного сотрудника-карьериста
"По плодам их узнаете их" (Мф. 7:16)
SKate
P.M.
11-4-2006 11:39 SKate
Originally posted by Mower_man:
kiowa, аднако! что-то мне твой стиль напоминает, ты часом не реинкарнация Антона Павловича Чехова?

ИМХО больше напоминает Михаила Веллера.

З.Ы. Обидеть никого не хотел

kiowa
P.M.
11-4-2006 12:30 kiowa
Originally posted by SKate:

ИМХО больше напоминает Михаила Веллера.

З.Ы. Обидеть никого не хотел

А почему обидеть? Мне сравнение нравится...

SKate
P.M.
11-4-2006 12:40 SKate
Точка зрения М. Веллера об устройтве мира тоже нравится!?
kiowa
P.M.
11-4-2006 12:58 kiowa
Всеобщая теория всего?
Да.
SKate
P.M.
11-4-2006 13:04 SKate
Ну, да.
Мне тоже понравилась, весьма неплохо.
parallax
P.M.
11-4-2006 15:34 parallax
Хорошо написано,особенно про сотрудника заповедника.Как живого увидел
VMK
P.M.
12-4-2006 14:09 VMK
To: kiowa

Просто - БОЛЬШОЕ СПАСИБО Михаил Арсентьевич!

С глубоким уважением,
VMK

>
Guns.ru Talks
Выживание
Про богоискательские общины, экологию и запове ...