Guns.ru Talks
История оружия
День рождения Александра Степановича Суранова

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

День рождения Александра Степановича Суранова

kvantun
P.M.
30-9-2010 22:54 kvantun
30 сентебря 1913 года родился Александр Степанович Суранов конструктор авиционных пушек НС-37, НС-45, НС-23 (Нудельман-Суранов.
А.С.Суранов дважды лауреат Государственной премии, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

"В апреле 1941 г. конструкторы ОКБ-16 Нудельман и Суранов приступили к проектированию 37-мм пушки 11П. Проект был утвержден 15 июня 1941 г.
Действие автоматики происходило за счет энергии отдачи ствола при его коротком ходе.
Канал ствола запирался продольно-скользящим поршневым затвором. Ускоритель кулачкового типа закреплен на неподвижной части автомата.

После каждой очереди ударник с затвором и патроном останавливался на шептале в крайнем заднем положении, что исключало возможность самовоспламенения заряда в патроннике от нагревшегося во время стрельбы ствола.

Непрерывное питание пушки патронами осуществлялось из патронного ящика при помощи звеньевой металлической ленты. Величина боекомплекта зависела только от габаритов ящиков и способа размещения в нем ленты.

Противооткатные устройства пушки состоят из тормоза отката и тормоза наката. Надежность и безотказность такой схемы обеспечивается принудительностью подачи и досылки патронов на всем пути движения, а также принудительностью экстракции и удаления стреляной гильзы из автомата.

Недостатком автомата является пикообразный характер силы отдачи. Для 37-мм автомата средняя сила отдачи около 2230 кг, но в момент удара затвора о затыльник она достигает 7500 кг. Велика отдача и во время окончания отката ствола, и в конце наката затвора.

При стрельбе с самолета Як-9 на скоростях до 350 км/ч самолет сильно раскачивался, а прицельный огонь получался только при первом выстреле, при последующих - снаряды разбрасывались.

Длина ствола пушки НС-37 2300 мм. Габариты пушки: длина 3400 мм, ширина 215 мм, высота 415 мм. Вес пушки в моторном варианте 171 кг, в крыльевом - 160 кг. Темп стрельбы 240-260 выстр. /мин. Пушка допускала стрельбу непрерывной очередью в пределах имеющегося боекомплекта.

В боекомплект пушки НС-37 входили снаряды БЗТ и ОЗТ. Снаряд ОЗТ весил 732 г и содержал 34 г мощного взрывчатого вещества A-IX-2. Взрыватель мгновенного действия, сначала МГ-7 и МГ-8, позже - А-37. Снаряд был оснащен самоликвидатором с временем срабатывания 9-12 секунд. Начальная скорость снаряда ОЗТ - 865 м/с.

При попадании в дюралевую обшивку толщиной 1- 1,5 мм снаряд ОЗТ делал дыру диаметром 0,46 м на входе и 0,78 м на выходе.
Снаряд БЗТ весил 770 г и имел начальную скорость 810м/с.
На дальности 200 м снаряд БЗТ пробивал по нормали 50-мм броню, а под углом 45. - 30-мм броню.
На дальности 400 м снаряд БЗТ по нормали пробивал 45-мм броню, а под углом 30. к нормали - 40-мм броню.
Вес метательного заряда к обоим снарядам одинаковый - около 210г. Вес гильзы 607 г, вес звена 160 г.
Первый опытный образец пушки 11П был готов 27 июля 1941 г. В августе 1941 г. были произведены отладка и заводские испытания опытного образца. В начале октября 1941 г. этот же образец пушки был установлен на ЛаГГ-3 для государственных испытаний, которые были закончились в марте 1942 года.

30 марта 1942 г. ВВС решили провести повторные летные испытания пушки 11П. Одновременно была поставлена задача переделать пушку 11П под патрон с гильзой без бурта, т. е. под патрон Ш-37. В течение трех месяцев конструкция была переработана и изготовлен новый образец под патрон Ш-37.

Новый образец пушки был установлен на тот же экземпляр истребителя ЛаГГ-3, и с 21 июля по 17 августа 1942 г. были повторно проведены государственные испытания.
Войсковые испытания пушки 11П проводились на ЛаГГ-3 с 21 апреля по 7 июня 1943 г. на Калининском фронте и на Як-9Т с 22 июля по 21 августа 1943 г. на Центральном фронте. После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под индексом НС-37.

Самолет Як-9Т (танковый) выпускался с марта 1943 по июнь 1945 г. Всего произведено 2748 самолетов.
В марте - апреле 1943 г. на двухместный Ил-2 с двигателем АМ-38Ф были установлены две пушки НС-37. Вес одной пушки со снарядами 237 кг.
Производство пушек НС-37 велось на Ижевском заводе N 74, причем первоначально этот завод изготовлял параллельно НС-37 и Ш-37. С 18 октября по 7 декабря 1942 г. была собрана первая партия в 40 моторных пушек НС-37.

В 1943 г. было изготовлено 1880 моторных и 2849 крыльевых пушек. В 1944 г. - 890 моторных и 197 крыльевых пушек. В 1945 г. всех пушек сделано 977 штук. На этом производство НС-37 было закончено. Итого было произведено 6833 пушки (по данным книги <50 лет КБП> - 8090 пушек).

В авиационных пушках, как правило, используются патроны, имеющие меньший заряд по сравнению с патронами сухопутной артиллерии того же калибра. Соответственно, и гильзы патронов имеют меньший объем. Это объясняется тем, что как общий объем и вес оружия и боекомплекта, так и импульс отдачи при выстреле для самолета значительно более существенны, чем для любого другого носителя, и должны быть минимальными. Кроме того, начальная скорость снаряда при стрельбе с летящего самолета - складывается из скорости снаряда относительно самолета и скорости полета самого самолета. Для современных реактивных истребителей и штурмовиков этот прирост скорости значителен и составляет практически 50-70%, добавляемых к скорости снаряда. Но для истребителей периода Второй Мировой Войны этот прирост составлял только 15-20%. Самолет является уязвимой целью, и поражается не только прямым попаданием снаряда, но и осколками при воздушном разрыве снаряда возле самолета. Поэтому вопрос бронепробиваемости в отношении самолета, а следовательно и необходимая для этого высокая скорость снаряда не стоят остро в воздушном бою.

Но воздушные цели имеют очень высокие угловые скорости, поэтому темп стрельбы (техническая скорострельность) стрелково-пушечного вооружения самолетов должны быть очень высокими. Скорострельность современных многоствольных авиационных пушек доходит до 9 000-10 000 выстрелов в минуту, одноствольных - до 1 600. Чем короче патрон, тем при прочих равных условиях короче путь затвора и других подвижных частей автоматики, и, следовательно, выше скорострельность оружия. Большие величина и масса патрона также затрудняют достижение высокой скорострельности.

Но танк - цель совсем иного рода. Его мощная броневая защита противостоит специальным бронебойным снарядам противотанковой артиллерии. И для снарядов обычной авиационной пушки 20-30-мм калибра танк практически неуязвим.

Патрон пушки НС-37 по мощности соответствовал боеприпасам 37-мм сухопутных зенитных и противотанковых пушек. Но гильза при том же объеме была более короткой, а в поперечнике - увеличена, кроме того, не имела выступающей закраины. Гильзы отечественных противотанковых и зенитных пушек имеют длину 250 мм и диаметр основания (над закраиной) 46 мм. Гильза патрона к НС-37 имеет длину 198 мм, при диаметре фланца 54 мм. В боекомплект входили патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) и осколочно-зажигательно-трассирующими (ОЗТ) снарядами. БЗТ снаряд имел массу 770 г и начальную скорость 810 м/с. ОЗТ снаряд - соответственно 732 г и 865 м/с. На дальности 400 м снаряд БЗТ пробивал 45-мм броню, на дальности 200 м - 50 мм. Скорострельность пушки - 240-260 выстрелов в минуту. Разрывного заряда снаряд БЗТ не имел. Действие автоматики основано на использовании энергии отдачи ствола при его коротком ходе. Питание патронами - из звеньевой рассыпной металлической ленты. Боекомплект пушки - 30 патронов при свободной укладке, 32 патрона - при тщательной. Сбор стреляных гильз и звеньев лент осуществлялся в гильзо-звеньесборник, размещенный под оружием. Ствол пушки НС-37 проходил через полую втулку винта самолета, выступая за пределы кока винта на 160 мм. Дульных устройств ствол не имел."

" В начале июля 1943 г. вышло Постановление Государственного Комитета Обороны о разработке 45-мм пушки для вооружения истребителей. Опытные образцы таких пушек были созданы ОКБ-15 и ОКБ-16. Оба КБ делали их на базе своих 37-мм пушек Ш-37 и НС-37.
Опытная 45-мм пушка ОКБ-15 была испытана на ЛаГГ-3, но из-за тех же недостатков, что у Ш-37, пушка даже не дошла до государственных испытаний.
45-мм пушка ОКБ-16 (позже получившая индекс НС- 45) была создана с сохранением габаритных размеров НС-37. Вес пушки составлял 150-153 кг. Темп стрельбы 260-280 выcтр./мин. Питание пушки ленточное.
Главная трудность была в том, чтобы создать такой 45-мм ствол, который проходил бы через втулку винта самолетного двигателя ВК-105 или ВК-107, т. е. серийного двигателя, стоявшего тогда на самолетах Як-9. Переделать двигатель, увеличив отверстие для ствола на втулке винта было практически невозможно, тем более в военное время. При использовании этих двигателей толщина стенки дульной части 45-мм ствола оказалась равной всего то 4 мм.
В 45-мм пушке впервые в СССР на самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи.
При разработке нового патрона к пушке НС-45 в ОКБ-16 был использован штатный осколочно-трассирующий снаряд от 45-мм патрона пушки 21-К весом 1,065 кг. Начальная скорость снаряда 780 м/с. Вес патрона 1,93 кг.
Гильза была взята от пушки НС-37 с переобжатием на новый калибр дульца и с сохранением прежней длины 37-мм патрона (328 мм). Время горения трассера около 11 секунд. Снаряд имел головной взрыватель МГ-8.
Пушка НС-45 серийно производилась заводом N 74 в 1944-1945 гг. В 1944 г. сдано 75 пушек, а в 1945 г. - 120.
Для войсковых испытаний было изготовлено 53 самолета Як-9К (крупнокалиберный) с пушкой НС-45 в развале двигателя, с боекомплектом 29 патронов.
44 самолета Як-9К проходили войсковые испытания с 13 августа по 18 сентября 1944 г. на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля на 2-м Белорусском фронте.
Согласно отчетам тех частей, где они проходили войсковые испытания, на один сбитый вражеский самолет расходовалось сто сорок семь 20-мм снарядов пушки ШВАК или тридцать один 37-мм снаряд пушки НС-37, или десять 45-мм снарядов пушки НС-45. Но, с другой стороны, следует учесть, что истребители с 37-мм и 45-мм пушками действовали в основном под прикрытием истребителей с 20-мм пушками, в числе которых были ведомые машины. Прицельная стрельба из 37-мм - 45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах.
Для сравнения заметим, что из пушек ШВАК и ВЯ на любом самолете, летящем со скоростью не менее 400 км/ч, можно было вести огонь длинными очередями, и отдачи почти не чувствовалось.
В массовое производство Як-9К не запускался.
В начале 1945 г. на Ли-2 были установлены две крыльевые пушки НС-45. Самолет прошел с ними летные испытания, но серийно не строился в связи с прекращением войны.
В 1946 г. был построен опытный самолет Ту-2Ш, вооруженный двумя пушками НС-45 и двумя пушками НС- 37. Серийно Ту-2Ш не строился.
С 30 декабря 1946 г. по 3 октября 1947 г. проходил летные испытания перехватчик и дальний истребитель сопровождения Ту-1 (63П) с двумя пушками НС-45 в носу. Из-за недовведенных двигателей работы по самолету были прекращены.

45-мм патрон к НС-45 был создан на базе гильзы 37-мм патрона НС-37: дульце заготовки гильзы обжато под калибр 45 мм, а длина гильзы уменьшена - для того, чтобы при увеличившейся длине снаряда общая длина патрона осталось прежней (328 мм).
Унитарный патрон 45-мм авиационной пушки НС-45.
Осколочно-фугасный снаряд для нового патрона, вероятнее всего, взят от патрона к универсальной корабельной 45-мм автоматической пушке: геометрия наружной (выступающей из гильзы) части снарядов полностью идентична. Однако снаряд к патрону НС-45 имеет иную конструкцию ведущей части и меньший вес. В снаряде к корабельной пушке - два ведущих пояска, при этом второй и частично первый скрыты в дульце гильзы, а снаряд к патрону НС-45 имеет один ведущий поясок. Масса снаряда - 1065 г. Снаряд снабжен головным взрывателем и имеет трассер, оставляющий бледно-розовый след на полете, что позволяет корректировать огонь по трассам во время стрельбы. Наружные линейные размеры взрывателей к снарядам 37-мм зенитных и авиационных пушек и вышеописанных 45-мм морского и авиационного снарядов совпадают. Но установки взрывателей могут быть оптимизированы для каждой конкретной системы.
Начальная скорость снаряда - 780 м/с. Дульная энергия - 320 000 Дж. Масса патрона - 1,93 кг. Подача патронов осуществлялась из звеньевой металлической ленты. Боекомплект пушки на Як-9К - 29 выстрелов. Система вооружения Як-9К, как и Як-9Т, включала, помимо пушки, 12,7-мм пулемет Березина УБС, стрельба из которого велась через плоскость, ометаемую винтом. Боекомплект пулемета - 200 патронов в рассыпной ленте. Открытие огня из пушки и пулемета осуществляется от двух кнопок, расположенных на ручке управления самолетом. При этом возможно как одновременное, так и раздельное ведение огня из НС-45 и УБС. На приборной доске дополнительно установлен счетчик выстрелов пушки.
Тактическое значение и преимущество пушки НС-45 заключается, главным образом, в том, что при могуществе осколочного снаряда калибра 45-мм достаточно одиночного попадания в воздушную цель для ее уничтожения. В отличие от пуль и снарядов авиационных пулеметов и пушек меньшего калибра, для 45-мм осколочного снаряда бронезащита самолета - фактически противопульная - не является ощутимой преградой. При этом 45-мм осколочный снаряд обладает высокой эффективностью не только при стрельбе по самолетам, но также и по многим наземным целям, таким как автомобили, бронетранспортеры, строения и т.п. Благодаря чему Як-9К мог выполнять задачи, обычно решаемые штурмовиками, хотя и не имел ни такой бронезащиты, ни такого ударного вооружения, как, например, штурмовик Ил-2, прозванный "летающим танком"."

" 23-мм авиационная пушка ВЯ, принятая на вооружение в 1941 г., имела слишком сильную отдачу и устанавливалась в основном на штурмовиках Ил-2. В 1943 г. в ОКБ-16 был разработан новый 23-мм патрон. На базе 14,5-мм штатного противотанкового патрона была создана путем переобжима под калибр 23 мм новая гильза. Применив штатный 23-мм снаряд и эту гильзу, создали новый патрон. Начальная скорость снаряда в стволе длиной 1450 мм составляла 700 м/с. Было разработано и новое звено. Вес такого патрона со звеном оказался почти вдвое меньше веса патрона со звеном 23-мм пушки ВЯ.
Под новый патрон в ОКБ-16 была создана пушка НС-23 (Нудельман-Суранов). Наземные государственные испытания НС-23 закончились 4 мая 1944 г., а 7 июня 1944 г. были завершены и летные испытания на Як-9.
10 октября 1944 г. решением Государственного Комитета Обороны НС-23 и патрон к ней были приняты на вооружение.
Работа автоматики НС-23 была основана на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Пушка имела ускоритель отката. Запирание канала ствола поршневого типа. Питание непрерывное ленточное. Пушка закреплялась в установке за кожух. Переднее крепление являлось силовым, заднее - поддерживающим.
Пушка НС-23 выпускалась в двух вариантах: НС-23КМ - крыльевая и моторная и НС-23С с синхронным механизмом.
Данные крыльевого варианта пушки НС-23 были следующими. Длина ствола 1450 мм.
Габариты пушки: длина 1985 мм, ширина 165 мм, высота 256 мм. Вес пушки 37 кг.
Темп стрельбы 600 выстр. /мин. Гарантируемая живучесть ствола 4000 выстр. /мин.
В боекомплект пушки входил осколочно-зажигательный снаряд весом 200 г, содержавший 13-15 г взрывчатого вещества со взрывателем А-23 и бронебойно-зажигательный снаряд того же веса, содержавший 5-7 г зажигательного вещества и не имевший взрывателя. Бронебойно-зажигательный снаряд пробивал по нормали 25-мм броню на дистанции 200 м.
Пушку НС-23 изготавливали серийно на двух заводах: N 2 и N 535.
На заводе N 2 было выпущено пушек НС-23: в 1944 - 300, в 1945 г. - 608.
Пушка выпускалась и после войны по 1953 год. Всего с 1944 по 1953 г на обоих заводах было изготовлено 28479 пушек НС-23.
Пушками НС-23 вооружались самолеты: - штурмовик Ил-10, принятый на вооружение в 1944г. (4 х НС-23; 1хБТ-20);
-винтомоторные истребители, принятые на вооружение в 1946 году: Ла-9 (4хНС-23С) и Ла-11 (3хНС-23С)
-реактивные истребители, принятые на вооружение в 1946-47г: МиГ-9 (1хН-37; 2хНС-23), МиГ-15 (1хН-37; 2хНС-23) и Як-15 (2хНС-23)"

click for enlarge 203 X 265 11,2 Kb picture click for enlarge 300 X 394 19,7 Kb picture click for enlarge 693 X 406 74,2 Kb picture click for enlarge 879 X 550 67,1 Kb picture click for enlarge 700 X 183 13,4 Kb picture click for enlarge 700 X 402 58,8 Kb picture click for enlarge 700 X 400 69,5 Kb picture click for enlarge 113 X 500 10,1 Kb picture click for enlarge 163 X 500 15,1 Kb picture

Ипр88
P.M.
1-10-2010 02:53 Ипр88
В начале 1945 г. на Ли-2 были установлены две крыльевые пушки НС-45. Самолет прошел с ними летные испытания, но серийно не строился в связи с прекращением войны.

пардон, а что они в итоге получить хотели? Ли-2 это же транспортник если я не ошибаюсь. зачем ему в крыльях пушки? ладно бы на турели еще, для самообороны.. .
P38
P.M.
1-10-2010 13:06 P38
Originally posted by Ипр88:

Ли-2


Видимо Ил-2
>
Guns.ru Talks
История оружия
День рождения Александра Степановича Суранова