Guns.ru Talks
Артиллерия
ОТР "Луна" и "Луна-М"

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

ОТР "Луна" и "Луна-М"

Student
P.M.
13-11-2004 02:43 Student
Что-то ракет у нас пока не было
А если честно, завел сканер, руки чесались, на пробу отсканировал Широкорада.
Если тема интересует, могу иллюстрации подкинуть.....


Ракетная система 'Луна'
Проектирование комплекса 'Луна' было начато в 1953 году в Московском институте теплотехники под руководством Н. П. Мазурова, а полномасштабные работы - в 1956 году. В 1961 году комплекс был принят на вооружение. Целью разработки нового комплекса было увеличение дальности стрельбы по сравнению с 'Филином' и 'Марсом', которые уступали 'Честному Джону' ('Honest John').
Первоначально разработчики спецзаряда предложили конструкцию, которую можно было разместить в головной части диаметром 415 мм. Поэтому ракета 'Луна' ЗР9 проектировалась с калиберной головной частью как для спецзаряда, так и для осколочно-фугасного боеприпаса. Однако в процессе разработки размеры и вес спецзаряда существенно увеличились, и работы по ракете ЗР9 продолжались только в варианте с осколочно-фугасной головной частью ЗН15. Для ядерного заряда пришлось делать новую ракету ЗР10 с более тяжелой надкалиберной головной частью ЗН14. Ракетный двигатель обеих ракет был одинаков. Твердотопливный двигатель имел два сопловых блока и две камеры, подобно ракете ЗР-1 комплекса 'Марс'. За счет меньшего веса и лучшей аэродинамики боеголовки ракета ЗР9 имела большую дальность стрельбы, чем ЗР10 (44,5 км против 32,2 км). Двигательная установка была спроектирована НИИ-1 и НИИ-125.
В серийное производство ракета ЗР10 была запущена в 1961 году.
Пусковая установка для ракеты 'Луна' была создана в ЦНИИ-58 и получила индекс ЦНИИ - С-123А и индекс ГРАУ -2П16. Гусеничное шасси для пусковой установки (объект 906) было создано на базе ПТ-76 в КБ Волгоградского тракторного завода.
Комплекс 'Луна' в целом получил индекс ГРАУ - 2Кб. В состав комплекса входили: пусковая установка 2П16, транспортная машина 2У663 (специальный полуприцеп с тягачом ЗИЛ-157В с двумя ракетами ЗР9 или ЗР10), а также автомобильный кран К-51 грузоподъемностью 5 т. Так как ресурс по километражу ходовой части был невысок, то при перевозке на большие расстояния пусковая установка 2П16 устанавливалась на специальный полуприцеп и транспортировалась седельным тягачом МАЗ-535В.
В конце 1962 года в ходе Карибского кризиса комплексы 'Луна' и 'Онест Джон' оказались на грани боевого применения. Двенадцать пусковых установок 2П16 с ракетами ЗР10 были доставлены на Кубу. А ракеты 'Онест Джон' с ядерными боеголовками вошли в состав американских сил вторжения, приготовленных к броску на остров Свободы.
8 июня 1959 года было принято постановление Совета Министров ? 378-180 о разработке колесной пусковой установки для комплекса 'Луна'. Замена гусеничной пусковой на колесную обосновывалась целым рядом факторов. Существенно увеличивался ресурс ходовой части (до капремонта), а также скорость движения по шоссе. Дешевле становилась эксплуатация пусковой установки. Наконец, при движении по бездорожью и грунтовым дорогам гусеничные шасси сильно трясло. Эта тряска была нипочем неуправляемой ракете, но плохо влияла на устройство спецзаряда в ЗР-10. И наконец, с 50-х годов и до настоящего времени в руководстве нашего Министерства обороны идет непрерывная война любителей гусеничных машин и любителей колесной техники. Причем полем битвы являются не только пусковые установки неуправляемых и управляемых ракет 'земля - земля', но и БТРы, самоходные орудия, артиллерийские и ракетные комплексы ПВО и т. п. Периодически победу в чернильных баталиях одерживает то одна, то другая сторона, что немедленно материализуется в переходе различных изделий с гусениц на колеса или наоборот.
С 10 марта 1959 года в ОКБ завода 'Баррикады' под руководством Сергеева началась разработка колесного шасси для пусковой установки комплекса 'Луна'. Были созданы проекты пусковых установок: Бр-226-I на шасси автомобиля ЯАЗ-214; Бр-226-П на шасси автомобиля ЗИЛ-134 (изделие '135'); Бр-226-Ш на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л.
20 февраля 1960 года началось проектирование пусковой установки Бр-230 на специальном полуприцепе, буксируемом седельным тягачом. Был вариант пусковой установки на плавающем транспортере ПТС-65. (Рис. 146)
Из всех этих разработок в металле были изготовлены только пусковые установки Бр-226-П (индекс ГРАУ- 21121). На четырехосный автомобиль ЗИЛ-134 была наложена баллистическая установка С-121. Всего за месяц Бр-226-П была собрана и отправлена на испытания. В мае 1959 года установка Бр-226-П проходила ходовые испытания в излучине Дона. Машина была плавающая, но при попытке плыть по Дону чуть не перевернулась. Затем Бр-226-П отправили на полигон, где провели три пуска ракет.
Выводы комиссии, испытывавшей установку:
- пусковая установка с задними домкратами и опорами под передней осью с сухого твердого грунта имеет достаточную устойчивость;
- перемещение корпуса установки при стрельбе практически одинаково с перемещением гусеничной установки 2П16.
Технические характеристики пусковой установки 2П21 (плавающей):
- вес автомобиля ЗИЛ-134 (изделие 135) 9700 кг;
- двигатель - два V20BK карбюраторных шестицилиндровых
верхнеклапанных мощностью по 120 л. с. ;
- максимальная скорость 40 км/час;
- тип кузова: плавающий герметичный цельнометаллический
корпус со встроенной рамой.
В связи с превышением расчетной грузоподъемности автомобиля за счет установки артиллерийской части водоходные качества автомобиля были утрачены.
В связи с созданием комплекса 'Луна-М' постановлением Совета Министров ? 694-233 от 15 июня 1963 года работы по пусковым установкам 2П21 были прекращены 'как по устаревшему образцу'. (Рис. 148)

Ракетная система 'Луна-М'
16 марта 1961 года вышло постановление Совета Министров ? 247-104 о создании ракетного комплекса 9К52 'Луна-М'. Основной задачей разработки комплекса было увеличение дальности стрельбы тактической ракетой до 65 км. Согласно постановлению, в состав комплекса входили ракеты с несколькими головными частями: ядерной, химической и фугасной. На всякий случай постановлением было задано проектирование двух пусковых установок - колесной и гусеничной. Головным исполнителем работ был назначен Московский институт теплотехники.
Ракета 9М21Ф имела фугасную боевую часть 9Н18Ф, снаряженную 200 кг сильного взрывчатого вещества ТГА-40/60. Взрыватель неконтактного действия. При разрыве 9Н18Ф образовывалось около 15 000 осколков.
Ракета 9М21Б оснащалась специальной боевой частью АА22 с радиовзрывателем. Позже появились ракеты 9М21Б1 с более мощной боевой частью АА38.
Ракета 9М21Г оснащалась химической боевой частью 9Н18Г. Разработка 9Н18Г отставала от графика, и на вооружение ракета 9М21Г поступила не ранее конца 1965 года.
Уже в ходе работ над 'Луной-М' в НИИ-24 была разработана ракета 9М21А с агитационной головной частью 9Н18А. Первые летные испытания 9М21А были проведены в марте 1964 года.
В 1963-1964 годах начались испытания ракет 9М21-ОФ с кассетной боевой частью 9Н18-ОФ. Вес боевой части 9Н18-ОФ был около 400 кг. Она содержала 42 боевых элемента весом по 7,5 кг. Элемент содержал 1,7 кг взрывчатого вещества. Осколки боевых элементов одной ракеты могли поразить живую силу и легкобронированные объекты противника на площади порядка нескольких гектаров. Головная часть 9Н18-ОФ снабжалась радиовзрывателем. Подрыв головной части, и разлет боевых элементов производились на высоте 1400-1000 м.
На вооружение ракета 9М21-ОФ поступила лишь в 1969 году. Кроме того, для учебных целей использовались ракеты 9М21Е и9М21Е1.
Все ракеты комплекса 'Луна-М' имели одинаковый пороховой двигатель 3X18. Принципиально его работа была аналогична двигателю ракет 'Луна'.
29 февраля I960 года (то есть еще до выхода постановления ? 247-104) ОКБ завода 'Баррикады' начало проектирование колесной пусковой установки Бр-231 на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ. А 14 июня 1960 года ОКБ параллельно начало проектирование гусеничной пусковой установки Бр-237 на шасси 'объект 910'. 'Объект 910' был создан на базе ПТ-76 на Волгоградском тракторном заводе под руководством И. В. Гавалова.
А 29 марта 1961 года началось проектирование для 'Луны-М' сверхоригинальной пусковой установки Бр-257. Эта пусковая установка была создана на базе легкого малогабаритного самоходного двухосного шасси и предназначалась для перевозки в вертолете. В начале 60-х годов в СССР были созданы мощные вертолеты, способные перевозить автомобили, артиллерийские орудия и другую технику. Наших военных обуяла идея создать специальные малогабаритные и легкие самоходные пусковые установки для тактических и оперативно-тактических ракет, которые могли бы транспортироваться вертолетами. 5 февраля 1962 года вышло постановление Совета Министров ? 135-66 о создании комплекса 9К53 'Луна-МВ'.
Замышлялась целая система ракетно-вертолетных комплексов в составе комплексов МИ-10РВК и МИ-6РВК. В первом комплексе вертолет МИ-10 транспортировал самоходную пусковую установку 9П116 с крылатой ракетой 4К95 (С-5В). А вертолет МИ-6 мог транспортировать как комплекс 9К73 с баллистической ракетой Р-17В, известной на Западе как 'Скад', так и комплекс 9К53 с ракетой 'Луна-МВ'.
В комплексе 9К53 ракета 'Луна-МВ' устанавливалась на легкую самодвижущуюся пусковую установку 9П114 и лебедкой затаскивалась в грузовую кабину вертолета МИ-6 или В-10. Предполагалось, что вертолет может доставить ее в удаленный или недоступный для наземного транспорта район, а то и в тыл противника. Далее при необходимости пусковая установка проделает еще какой-то путь на колесах и затем внезапно нанесет ракетный удар из точки, где враг и не мог предполагать наличие ракетной установки.
Разработчиками 'Луны-МВ' были НИИ-1 (по комплексу) и ОКБ-329 ГКАТ (по приспособлению вертолетов МИ-6 и В-10 в качестве носителей пусковых 9П114).
Вертолетная пусковая установка (ВПУ) была, разработана в КБ завода 'Баррикады' (ныне ЦКБ 'Титан').
Основные характеристики ВПУ Бр-257 (9П114)
Вес ВПУ без ракеты, т 4,5
Вес ВПУ с ракетой, т 7,5
Скорость самодвижения с ракетой, км/час 3-8
Запас хода по горючему, км 40-45
Скорость буксировки за тягачом, км/час:
ВПУ с ракетой 10
ВПУ без ракеты 15
Габариты ВПУ без ракеты, м:
высота 1535
ширина 2430
длина 8950
В качестве двигателя ВПУ был использован карбюраторный двигатель М-407 мощностью 45 л. с. от автомобиля 'Москвич'.
В ходе разработки проект ВПУ был модернизирован и получил индекс Бр-257-1. Завод 'Баррикады' изготовил два образца Бр-257-1. Заводские испытания первого образца проходили с 29 сентября по 6 октября 1964 года, а второго образца - с 12 по 17 марта 1965 года.
В 1964 году все три пусковые установки комплекса 'Луна': колесная Бр-231 (индекс ГАУ - 9П113), гусеничная Бр-237 (9П112) и вертолетная Бр-257 (9П114) - прошли полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом.
По результатам испытаний пусковой установки 9П114 было решено ее доработать. Забегая вперед, скажем, что в 1965 году комплекс МИ-6РВК (9К53 и 9К74) поступил в войска для опытной эксплуатации.
Не вдаваясь в подробности, отметим, что создание ракетно-вертолетных комплексов было в целом нелепой идеей, имевшей массу заведомо неустранимых недостатков. В результате этого ни один из них так и не поступил на вооружение. Тем не менее стоит отметить, что конструкторы ЦКБ 'Титан' в целом успешно справились с задачей и разработали ряд интересных узлов и конструкций.
Гусеничная пусковая установка Бр-235 (9П112) после испытаний была забракована.
А на вооружение приняли комплекс 9К52 'Луна-М', в составе которого были ракеты 9М21Б и 9М21Ф, колесная пусковая установка 9П113 и транспортная машина 9Т29. (Рис. 152-155)
Пусковая установка 9П113 была создана на базе автомобиля ЗИЛ-135ЛМ, разработанного в 1963 году на заводе ЗИЛ. В том же году производство этих автомобилей было перенесено на Брянский автозавод. ЗИЛ-135ЛМ представлял собой длиннобазное четырехосное шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами. Силовая установка состояла из двух двигателей ЗИЛ-375Я. Двигатели карбюраторные, восьмицилиндровые, V-образные, с жидкостным охлаждением, мощностью по 180 л. с. каждый. Установка двух двигателей на шасси позволяла с незначительными ограничениями продолжать движение на одном двигателе в случае выхода из строя другого двигателя.
Радиус поворота 9П113 - 12,5 м. Максимальный угол подъема на сухом твердом грунте (с ракетой) 30?. Допустимый крен при движении по косогору 20?. Преодолеваемый брод 1,2 м.
Установка 9П113 имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью в 2,6 т для погрузки ракет, что позволило исключить самоходный кран из состава комплекса. Кран позволил производить не только заряжание пусковой установки ракетой с транспортно-заряжающей машины, но делать перестыковку (замену) головных частей на своей направляющей.
Установка 2П113 могла гарантированно произвести не менее 200 пусков ракеты 'Луна-М'. Причем при необходимости она могла вести огонь прямой наводкой.
Транспортно-заряжающая машина 9Т29 была создана также на шасси ЗИЛ-135ЛМ. Транспортно-заряжающая машина перевозила три ракеты 'Луна-М' любой модификации. Расчет машины 2 человека.
По специальному заданию правительства в 1968 году на основе комплекса 9К52 'Луна-М' был создан комплекс 9К52ТС, приспособленный к условиям тропического климата. При этом пусковая установка 9П113ТС и транспортная машина 9Т29ТС были доработаны для эксплуатации ракет только с фугасными боеголовками.
29 июля 1966 года вышло постановление Совета Министров СССР о новой модернизации комплекса 'Луна'. Основной целью модернизации комплекса было увеличение точности стрельбы. Как старые ракеты ЗР-10 и ЗР-9, так и новые ракеты 'Луна-М' имели круговое вероятное отклонение от 1200 до 2000 м (на разных дальностях стрельбы). Новая ракета 'Луна-3' должна была иметь круговое вероятное отклонение меньше в 1,5-2 раза. Кроме того, исключалось применение метеозондов, которые запускались перед стартом всех неуправляемых снарядов ('Марс', 'Филин', 'Луна' и 'Луна-М') и тем демаскировали комплекс. Для повышения точности стрельбы в ракете устанавливался так называемый корректор дальности, управляющий аэродинамическими щитками.
В 1967 году ОКБ завода 'Баррикады' провело модернизацию комплекса 9К52. Новый комплекс 9К52М с пусковой установкой 9П113М мог производить пуски как ракет 'Луна-М', так и ракет 'Луна-3'.
Однако проведенные в 1968-1969 годах летные испытания ракет 'Луна-3' дали еще большее круговое вероятное отклонение, чем у 'Луны-М', то есть корректор работал неудовлетворительно. Было признано нецелесообразным проведение дальнейших работ по усовершенствованию 'Луны' и принято решение начать проектирование полномасштабной системы управления для дивизионной тактической ракеты.
Таким ракетным комплексом стала 'Точка', разработка которой началась в марте 1968 года. 'Точка' поставила точку в развитии дивизионных тактических неуправляемых ракет.
Комплекс 9К52 широко экспортировался в различные страны мира. Комплекс 'Луна-М' использовался иракской армией в ходе операции 'Буря в пустыне'.
При поглощении ФРГ ГДР комплекс 'Луна-М' со всей документацией и обслуживающим персоналом попал в распоряжение командования НАТО.

Ракета ЗР-10 ЗР-9 'Луна-М' 'Луна-3'
Калибр, мм: ракеты надкалибер-ной соевой части 415540 415 415 544 544 544 544
Длина ракеты, мм 10600 9100 8960/9400* 8960
Размах оперения, мм ? р 1700 ?
Вес боевой части, кг 503 (спец.) 358 (Фугасн.) 420 455
Вес топлива, кг 840 840 1080 1100
Вес ракеты стартовый, кг 2287 2175 2432-2450 2486* около 2500
Дальность, км: максимальная минимальная 32,2 10 44,5 12 67-68 12-15 70-75 15
Время работы двигателя, с 4,3 Р р ?
Длина активного участка, км 2,0 ? г1 ?
Скорость максимальная, м/с 767 ? около 1200 :-

Слоняра
P.M.
13-11-2004 19:02 Слоняра
С иллюстрациями знамо лучше
Student
P.M.
14-11-2004 01:49 Student
Картинки
click for enlarge
click for enlarge
click for enlarge
click for enlarge
click for enlarge
Student
P.M.
14-11-2004 01:53 Student
картинки еще. Если надо супер-качество, пишите мне - вышлю





Guns.ru Talks
Артиллерия
ОТР "Луна" и "Луна-М"