И поведаю я Вам, гости дорогие, былину-сказание, без утайки да приукрашивания, всё
как есть расскажу, ибо честностью наделён без меры, и за благо и процветание народа Российского
болею.
В ручонки мои неспокойные, да загребущие попал камушек точильный, для работ
доводочных, да правки инструмента режущего, ножиков да бритв, аль ещё чего, сланцем,
по научному, в Гешпании и Буржуинии мудрёно кличут. Камень сей, привёз с рек Сибирских,
купец первой гильдии, Гусев Алексей свет Владимирович, хвалил зело товар свой, ибо знал
цену истинную вещи волшебной. Изладился купец наш доказать, дабы посрамить басурман,
жадных до богатства скорого, да на наживу падкие, что не оскудела Русь, что есть чем нам
похвалиться, да и образумить купцов из Неметчины да Буржуинии, что негоже хвалиться товаром
заморским, ибо свой лучше да дешевле имеется.
И поведал камень мне, сию историю, завлекательную, да познавательную, чтоб нёс я знание
потомкам нашим в назидание. Камень сей, брусок большой, чёрен на цвет, да по весу тяжёл.
На первый взгляд, каменюка безродная, но шлифованная, да строгой формой, геометрической, как
люди зело ученые кличут, наделённая, коих, камней то, на любом возведении строения нужного,
кирпичами обидно кличут.: Ан нет! Скрывает, сей плод недр земных, в себе силушку потаённую,
для потехи молодцев, да на благо девиц красных. Любят молодцы, по утру, да на зорьке, выйти
к рощице, да срубить былинку зелёную, которую столетним дубом кличут, ибо меньшими тростинками,
дети несмышлёные светлый терем метут, да шалашики складывают. А как срубит богатырь
тростиночку, да задумается, что ж ему, богатырю, изладить из сего достойного дара Леса?
И придумает, что народ потом диву даётся, да князь пресветлый, чарку золотую собственноручно
поднесёт и облобызает ласково, и шапку золота червонного с серебром вперемешку отсыплет.
Вьётся сказание, как речка полноводная, да не скоро дело делается. Тростиночку пока от
коры освободить надобно, да отростки, сучки которые, отсечь, за ненужностью. И достанет
молодец, из сапожка сафьянного, ножик добрый, да булатный, что от отца достался, и полетят
стружки да щепочки, в стороны, и загорятся глаза, светом праведным. А как затупиться ножик
вострый, достанет богатырь, из-за пазухи, кумушек чёрненький, заветный, в тряпицу завернутый,
что деды завещали беречь да лелеять, смочит водицей студёной, из ручья близлежащего, да шумного,
и изладиться точить ножик на коленочке. Водица то, студеная, силушку в камушке порождает
значительную, ибо пробуждает она жизнь всякую, да буйную на земле-матушке. А как изладиться
богатырь ножик точить, так ножик сам с радостью на камушек заветный бросается, сам себе
остроту былую возвращает, да радует себя да хозяина наточенностью, да красотою своею на солнышке
красуется. Ибо нет большей радости для молодца, чем ножик вострый, для дел добрых, праведных,
да для вкушения вкусностей да полезностей, что жена ненаглядная приготовила:
А коли ослушается богатырь заветов дедовских, да не смочит камушек водой студёной,
так камушек пылью на ветру растелиться, аки позёмка в морозы лютые. И будет камешек,
что сиротинушка, никому не нужный боле, а молодца перестанут люди добрые уважать, обидно
дураком называть будут, дабы не учинял боле нарушения, да ослушания заветов стародавних, дедовских.
А всё выполнит богатырь, как предки стародавние завещали про камушек заветный, будет
счастье соколику ясному, и жена любить будет, да хвалить за прилежание, и старание и детишки
друзьям-товарищам хвастать будут, что отец родной ножики булатные так точит, что нож сам стол
дубовый разрезает, и не тупиться. А жена-красавица, пир закатит такой, что гости ещё долго
вспоминать будут те блюда широкие, на коих яства заморские разложенные рукой умелой хозяюшки,
по кругу пускали, да каждый пробовал, да не убывали ломтики вкуснейшие, ибо так тонко нарезаны
были, да не помяты ножиком, а многие добавки просили и им отказу не было. Ибо предки умные были,
не чета нам, олухам, знали да умели порядок в доме навести, себя да родню порадовать инструментом
справным да острым. За обиду горькую считали, коль хозяюшка в доме ножика вострого не найдёт
хлебушка порезать и поругает за такое огорчение мужа нерадивого.
Коль хозяюшки, да мастерицы, блюда вкуснейшие готовили, да дичь про запас в погреба богатые
на сохранение для праздников складывали, да и похваливали мужей своих за справный инструмент,
что ножами кухонными зовутся, так и умельцы- резчики, предков своих почитали, за науку точения
инструмента своего хитрого: Коль клюкарзу, аль стамесочку с ножиком наточить, так и сами из уголка
тёмного, да потаённого камушек заветный из уголка вынимали, да остроту неслыханную, для красот
неписанных на бренном дереве, наводили, так что слава катилась по Руси и за её пределами.
А ещё, сильно уважали камушки те, чёрные, сланцем называемом по научному, кузнецы-искустники,
кои сталь ковали зело крепкую, рапидом названную, и сталь та, тяжка в точении была, но
супротив камушка, выстоять не могла. И забаву кузнецы выдумали, для выяснения, кто из них искуснее,
да проворнее. И забава та, много подмастерьев в мастера вывела, ибо клиночек рапидный навострить
так нужно было, чтоб ножик самый тонкий волос на лету рубил, аль бороду кучерявую с лица белого,
богатырского, за раз всю срубить, да рану не нанести кровавую.
А ещё сказывают, что есть на свете за Амур-рекой, да морем солёным, далеко на востоке, Чайная
страна, воины доблестные кои там самураями называются, мечи свои, названием катаной, теми же камушками
точат, да так, что вражину лютую напавшего на две половины рассекают, да так, что кровь не сочиться
из раны, пока не упадёт воин поверженный на землю сырую, ибо так тонка, но смертельна рана нанесённая.
И завещаю я, о потомки мои славные, слушайтесь предков своих, ибо не научат они плохому, а даже наоборот.
И не пожалейте монет золотых да серебряных, и купите себе кумушек тот заветный, сланцем называемый,
для дел праведных и богоугодных.
За сим заканчиваю рассказ-былину стародавнюю, камнем рассказанную. Вам на потеху поведанную,
а мне чарочку поднесите, да пряник сладкий дайте за старание да прилежание.
Serjant