Guns.ru Talks
транспортный вопрос
ТАГАЗ: из грязи в князи и обратно за 13 лет

тема закрыта

Знакомства | вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

ТАГАЗ: из грязи в князи и обратно за 13 лет

-Bar-
P.M.
7-11-2011 02:48 -Bar-
20 октября в Ростовском арбитражном суде начался процесс, итогом которого станет банкротство Таганрогского автомобильного завода. "Банкротство - дело времени", - невесело предрек юрист, представляющий завод. - Ну, возможно, до выборов накалять обстановку не станут. А потом.. внешнее управление, дробление и продажа с молотка"...

Некоторые граждане недоумевают: всего-то 13 лет назад построили современное, потенциально мощное предприятие и на тебе...
Как же так?

А дело было так....

От семечек до автомобилей

ФПГ <Донинвест> возникла как черт из табакерки в далеком 1991 году. По сей день ее возглавляет Михаил Парамонов, начинавший восхождение к вершинам регионального экономического Олимпа с торговли семечками и полиэтиленовыми пакетами. Поговаривают, что в бесперспективности операций с плодами подсолнечника 30-летнего Михаила убедили братья Сагомоновы (фамилию которых не принято упоминать всуе ни по ту, ни по эту сторону колючей проволоки).

Парамонов стал банкиром и учредителем еще 14 фирм. А потом молодой банкир приглянулся экс-губернатору Ростовской области Владимиру Чубу и его дочери. И понеслось - банк <Донинвест> стал уполномоченным банком региона, кредитовал сотни предприятий, ФПГ <распухла> до 80 местных <заводов-пароходов>. Среди которых были <Красный Аксай> и Таганрогский комбайновый завод.
В какой-то момент у кого-то в ФПГ возникла мысль о Генри Форде. Не в смысле создать конвейер, а типа построить в казачьей вольнице автомобильный завод. Да не простой, а конкурент аж самого АвтоВАЗа. Ну и деньжат срубить...

Лабораторным стендом выступил завод <Красный Аксай>, где было организовано первое отверточное производство в рамках ФПГ <Донинвест>: начиная с 1995 года за три следующих года здесь было собрано более 20 тысяч штук Daewoo Nexia и Daewoo Espero. Помимо собственно производственных на Аксае отработали и другие схемы. В частности освоили <удвоение> сборочного производства: уже однажды собраные за границей и полностью готовые к эксплуатации автомобили разбирали перед российскими рубежами, растаможку они проходили как машинокомплекты (то есть по более низким пошлинам), а затем опять все собирали в кучу в цехах "Красного Аксая". Позже эта схема будет применена и на ТагАЗе.

Кручу-верчу, завод хочу

Пока в Аксае чудили с Daewoo, в Таганроге на площадях комбайнового завода (дошедшего под руководством <Донинвеста> до банкротства) кипела работа - строили локомотив донской экономики Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ). Строительство и в самом деле современного, гибкого, мощного завода влетело в нехилую копеечку - $320 млн. Своих Донинвест согласился выделить только $50 млн, остальное - кредиты корпорации Daewoo ($150 млн), Сбербанка и бюджетные средства.

С бюджетными средствами случился очередной скандал. Даже два.
Первый - пенсионный: в середине 90-х задержка пенсий случалась по всей России, но в Таганроге пенсионеры (точно, счета отделения пенсионного фонда находились в банке <Донинвест> ) ждали своих подачек по 4-6 месяцев. Однажды пенсионеры собрались в городском ДК, потребовали Парамонова и.. нет, не побили, только постыдили.

Во второй скандал вляпался не столько Парамонов, сколько его покровитель Владимир Чуб.
Сегодня ростовские СМИ регулярно несут массам очередную благую весть - газ пришел еще в одно донское село. Мало кто знает, что этот газ наверняка уже давным давно грел бы тела и души донских хуторян, если бы не ТагАЗ.
В середине 90-х областная власть выкинула такой финт: выпустила облигации муниципального газового займа. Счета как и положено - разместили в банке "Донинвест". Декларировалось, что деньги от выкупа облигаций пойдут на газификацию 500 населенных пунктов в восточных районах области. Но это будет как-нибудь потом, а пока средствами от выкупа облигаций депутаты Законодательного Собрания области разрешили пользоваться ФПГ "Донинвест"... Не даром - под 48% годовых.

Всем муниципалитетам (Таганрогу в том числе) и более-менее живым предприятиям выкрутили руки на предмет выкупа облигаций, но ни газа, ни денег (даже без процентов) никто не получил - все средства пошли на таганрогскую стройку.
Наверняка многие помнят мягко говоря натянутые отношения между покойным мэром Таганрога Сергеем Шило и экс-губернатором области Владимиром Чубом. Одна из причин - все тот же проклятый газовый займ: ходили слухи, что аудитор Счетной палаты РФ Юрий Родионов (друг убиенного мэра) махал этим займом перед носом Чуба как бейсбольной битой с надписью <нецелевое использование>.
- Что-что? Вы дали субсидии на оплату ЖКХ, а Шило распилил их под дурочку "Танцевальный фестиваль"? А сам-то куда дел газовый займ?...

Вот так, через банкротство <материнского> комбайнового завода, с пенсионными бунтами и газовыми аферами, но все-таки был построен и 12 сентября 1998 года официально пущен в эксплуатацию ТагАЗ.

Модельный разряд

Денег, собранных ФПГ, хватило не только на строительство цехов, но и на покупку лицензии. То есть пусть базовая модель и машинокомплекты импортные, зато руки, цеха, название русское - значит автомобиль получается российский. А если еще и в количестве сотен тысяч штук ежегодно, то заводу положено счастье в виде налоговых льгот. И оно у ТагАЗа было. Через три месяца после открытия завод был практически полностью освобожден от таможенных пошлин на ввоз комплектующих. А потом те же добрые депутаты Законодательного Собрания освободили завод от налога на прибыль, НДС и с продаж в части, идущей в местный бюджет. Потом список налоговых льгот расширялся и продлевался..

Еще было другое счастье - гарантированный сбыт. Это условие успешности заводу организовывали власти ростовской области. О том, какие модели сейчас выпускает ТагАЗ, можно было узнать, поглядев на автомобили у подъездов зданий исполнительной и законодательной власти, милиции, прокуратуры, судов и т.д. За 13 лет автомобили у парадных подъездов меняли 4 раза.

Первыми все прелести сотрудничества с ТагАЗом ощутили на себе корейцы из Daewoo. Три их модели - Lanos, Nubira и Leganza были переименованы в донинвестовские Ассоль, Орион и Кондор. Daewoo на ТагАЗе продержалась год - вместо заявленных сотен тысяч удалось выпустить только пилотные партии (несколько сотен штук), к началу 2000 году корейцы отказались поставлять машинокомплекты, пока завод не расплатиться с уже имеющимися долгами. Конвейер остановился на несколько месяцев.

В апреле 2000 года на родину Чехова заманили Cirtoen - базовой стал фургон Citroen Berlingo. Чтобы сохранить налоговые льготы назвали новый автомобиль Орион М. Ну, мол, да это все тот же Орион (что с корейцами делали), только модифицированный. С французами собрали сотню штук, и тутправительство РФ отказалось давать ФПГ квоты на льготный ввоз комплектующих. Завод опять стал.

Потом в Таганрог безуспешно заманивали немцев (Volkswagen), Автоваз предлагал собирать <шестерку>..

В 2001 опять появились корейцы - в феврале был подписан контракт с Hyundai. Корейцы предложили в качестве базовой свежую Hyundai Accent и настояли на 100-процентной предоплате машинокомплектов. В мае с конвейера завода сошли первые корейско-таганрогские автомобили.
Партнерство с Hyundai оказалось самым удачным для ТагАЗа. Был освоен выпуск 6 моделей под брендом Hyundai. Самыми популярными (их почти не приходилось совать муниципалитетам за бюджетные средства, их действительно покупало население) стали Accent и Sonata, помимо легковых автомобилей таганрожцы стали производить грузовые автомобили и автобусы. За время сотрудничества с корейской компанией было выпущено около 350 тыс. автомобилей. Зарплата сборщиков превышала 30 тысяч в месяц - сумасшедшие по таганрогским меркам деньги. Завод создал собственную диллерскую сеть, которая включает более 200 салонов по всей стране и за рубежом.
Но в 2010 году под Питербургом Hyundai построила собственный завод и практически прекратила поставки машинокомплектов легковых автомобилей в Таганрог.

Загнанный в угол ТагАЗ скатился до стратегического партнерства с китайцами. В 2008-2009 завод стал выпускать три модели на базе продуктов Chery, которые под собственным брендом Vortex изготавливает небольшими партиями. В мае 2010 года очередными стратегическими партнерами были названы концерны BYD и JAC: с ними тагарожцы будут делать китайские F3 и Rain.

Иные аналитики авторынка считаю сборку китайских подделок на ТагАЗе позором. Как говорил Виктор Черномырдин, испугали бабу туфлями, да еще на каблуках...

Говорим ТагАЗ, подразумеваем скандал

Вся недолгая история завода щедро унавожена скандалами и махинациями.
Пенсионные бунты, газовый займ, сборка-разборка, бесконечные схемы <минимизации> налогов (за что завод был не однажды штрафован), уголовное преследование строптивых партнеров - кажется, уже не осталось такого вида махинаций, который нельзя было бы ассоциировать с именем ТагАЗа.

Поднаторев в родном отечестве, тагазовцы вышли на международную арену.
В 2009 году они напокостили китайскому концерну Chery. Речь о кроссовере Tiggo: сборка была на контрактной основе, за что таганрожцы получали фиксированую плату, а продавать автомобиль должен был собственный диллер Chery. Так было в договоре. На деле же ТагАЗ плучил для сборки 6 тысяч машинокомплектов, а в виде готовых автомобилей передал заказчикам 250 штук, остальные начал продавать сам через свою диллерскую сеть. Китайцы распространили информацию фактически о подставе, репутации завода был нанесен очередной удар.

Еще один толстый гвоздь в гроб реноме ТагАЗа вколотил другой - шпионский - скандал.
Среди собственных брендов ТагАЗа значился C100 (Tagaz Vega). Как потом установил корейский суд, на самом деле это был автомобиль Lacetti, права на который принадлежат компании GM Daewoo Auto & Technology (корейское подразделение General Motors Corp.). Троим бывшим сотрудникам компании было предъявлено обвинение в краже и передаче ТагАЗу около тысячи файлов с технологическими данными Lacetti. Один из обвиняемых после предъявления обвинения покончил жизнь самоубийством, суд оштрафовал завод за промышленный шпионаж и запретил выпуск C100 (Tagaz Vega).

Да черт с ней, с репутацией и позорной китайской сборкой - в России репутация давно перестала быть активом, а к китайской дешевке народу не привыкать, она на каждом шагу. Были бы средства на продолжение деятельности, то есть на покупку китайских комплектов...

И вот тут у завода случился очередной облом. 12 банков-кредиторов вдруг дружно потребовали вернуть деньги. Все 24 млрд.рублей.

Жизнь на трех буквах

Как рассказали сами работники ТагАЗа такой астрономический долг - результат <особой> финансовой схемы, сильно смахивающей на пирамиду:
завод брал кредит - на него покупал машинокомплекты - собирал автомобили (чем больше, тем лучше) - их подавали дилеры - средства от продажи шли.. куда-то шли, а сам завод получал гроши - для закупки очередной партии машинокомплектов ТагАЗ брал следующий кредит (ссылаясь на предыдущие объмы сборки) и т.д.

Схема работала, банки не роптали, исправно закапывались в риски. Потому что все годы у завода был свой ангел-хранитель - губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Без малого 20 лет он был главой региона. Во многом благодаря его политическому весу удавалось создавать особые экономические (да и правовые тоже) условия для предприятия, которым владеет не чуждый дочери губернатора человек.

К Чубу настолько все привыкли, что когда возник вопрос о следующем губернаторском сроке, то уважаемые люди Дона были почти уверены: либо останется Чуб, либо на крайний случай своего преемника посадит на царство.

И тут бах - 14 июня новым губернатором стал Василий Голубев. С тех пор у ТагАЗа (да и у ФПГ Донинвест) все и посыпалось.

Шеф, все пропало...

Закончился срок налоговых преференций, а новые правительство давать не собиралось. Еще и потому, что налоговое ведомство вдруг обнаружило нестыковку: льготы ТагАЗ получал с условием выпуска сотен тысяч машин ежегодно, а на деле собирал в среднем меньше 40 тысяч штук.

Не выгорел финт с новеньким-чистеньким.
Летом прошлого года на экономической карте Ростовской области появилось новое предприятие - ТагАвтоПром. В одни день все 4 тысячи работников ТагАЗа дружно написали две бумажки - <прошу уволить с ТагАЗа> и <прошу принять в ТагАвтоПром>. Директор завода Владимир Гелеверов лично пошел по цехам и объяснил: создаем новое, чистое от долгов предпритятие, для которого будем просить налоговые льготы (мол, типа совершенно новый автомобильный завод) и можно брать новые кредиты. Такой фокус ТазАЗ уже успешно проделал с Ростовским заводом грузовых автомобилей: в один день тысяча работяг уволилась-устроилась на свеженький завод (собственно новым было только название - никаких новых финансовых вложений не было), который потом получил и кредиты и льготы. С ТагАвтоПромом не вышло - ни льгот, ни кредитов не дали, информация попала в СМИ.

Вдруг возбудилась прокуратура, которая (о, чудо!) начала проверять законность увольнений профсоюзных лидеров и пришла к выводу - увольняли с нарушением закона.
Вообще, многие годы территория ФПГ Донинвест была неприкосновенной для силовиков: говорили, что войти туда (с запросом, с постановлением) можно, но выйдешь без головы.
И вдруг в начале сентября этого года информационное пространство взорвала новость - на ТагАЗе идет обыск. Потом, правда, выяснилось, что вообще-то повязали одного из диллеров, который торговал тагазовскими автомобилями и не платил налоги. Силовики попросили ТагАЗ о помощи следствию. ТагАЗ по привычке не обратил внимания на такую мелочь. В итоге при поддержке группы быстрого реагирования следователи не только вошли на ТагАЗ, но и вышли - с головой, томами документов и жесткими дисками.

Но совсем отвязались банки: подали иски о возврате кредитов и стали выигрывать процессы один за другим.
Самыми крупными кредиторами значатся Сбербанк и ВТБ, каждый замазался в ТагАЗ по 6 с лишним млрд.рублей.
Первый банк удалось убедить реструктурировать половину долга, а в счет другой половины банк забрал активы ФПГДонивест.
ВТБ оказался упертым - в обеспечение исков практически на все имущество завода был наложен арест. Да что там завод - арест наложили на зарубежную недвижимость и счета Михаила Парамонова, а его самого потащили в суд в качестве ответчика по тем самым кредитам.

Не дала результатов и совместная прогулка вдоль конвейера Михаила Парамонова под руку с новым губенатором Василием Голубевым. Первый просил второго разрулить ситуацию с кредитами ВТБ и поспособствовать включениею ТагАЗа в любимую путинскую игрушку - программу промсборки, по которой можно получить существенные налоговые послабления. Но хоть губернатор на голубом глазу что-то плел про перспективный модельный ряд, про градообразующий статус завода, и обещал поговорить (с ВТБ? С Путиным?), реестр участников программы промсборки закрылся - ТагАЗа там нет.

Что же до банка, то тот совсем озверел - подал иск в арбитраж о банкротстве завода. Первое заседание состоялось 20 октября. Был представлен вероятный конкурсный управляющий, заплечных дел мастер, успешно пустивший с молотка не один завод. Пока процесс отложен до 17 ноября. Да и переговоры ВТБ и ТагАЗа продолжаются... Но, похоже, продажа еще вчера локомотива донской экономики по частям - дело времени...

Восходит солнце, и заходит солнце....

Все, что сейчас происходит с ТагАЗом освежает в памяти эпизод 15-летней давности.
ТагАЗа физически еще нет - великая стройка и демонстрация всеобщей поддержки чубовско-парамоновской затеи в самом разгаре.
Идет собрание бизнесменов Ростовской области. Обсуждают варианты сотрудничества с будущим локомтивом донской экономики - кто-то планирует шить коврики в салон, кто-то готов наладить поставку пластиковых ящиков для крепежа и т.д. Вдохновенно, задорно, увлеченно...
Вдруг посреди всеобщего энтузиазма владелец компании "Глория Джинс" Владимир Мельников спокойно произносит:
- В Ростовской области не может быть автомобильного завода...
Удивленному соседу автор реплики объяснил, что, мол, дело в субъективном факторе - нет традиции культуры производства более-менее технологичных товаров для населения. Подводные лодки, боевые вертолеты, космические антены - да, а вот надежные стиральные машины или автомобили - вряд ли.

Не исключено, что мимоходом брошенная реплика может стать пророчеством: локомотив превратится в банкрота, спасть который вряд ли кто-то согласится - слишком велики долги. А вот территория (с таможенной зоной) и диллерская сеть еще вполне могут на что-то сгодиться..
Имено так в свое время ФПГ Донинвест поступил с таганрогским комбайновым заводом - отобрал за долги все активы, а само предприятие обанкротил. Номинально ОАО <Таганрогский комбайновый завод> существует и по сей день, в штатном расписании - с десяток работников, в активах - пара комнат, в пассивах - 16 млрд.рублей долга, зависшего с советских времен.

ООО "ТагАЗ" занимает несколько помещений в Ростове-на-Дону, в штатном расписании - около сотни человек (тысячи градообразующих работяг "умно" перебрались на ТагАвтоПром), долги - около 20 млрд.рублей..

История повторяется?

http://lizzy-barry.livejournal.com

Зануда
P.M.
7-11-2011 03:47 Зануда
короче, убили еще один завод.

первый раз что-ли?

Прохожий
P.M.
7-11-2011 10:49 Прохожий
Ох видимо не в одних долгах там дело... Сменился губернатор, и все - прежние вассалы в немилости.Вот и "прихлопнули" завод.
JFK
P.M.
8-11-2011 22:38 JFK
Вот он - ТАЗ
Александр П
P.M.
9-11-2011 00:25 Александр П
короче, убили еще один завод.

Ну что, мужики, ничего не поделаешь, будем спасать.
Градообразующее, своё, родное-выдать Парамонову миллиарды госпомощи!!!
пля, чуть не забыл -пошлины то, пошлины поднять.
Yep
P.M.
9-11-2011 10:14 Yep
многие кто вышел из 90-х с баблом и живыми, по натуре остались теми же жуликами.
взять например СОК - подвели под банкротство Ижавто, теперь все в розыске.
одного вон недавно в Эмиратах поймали, с шестью ярдами.
или уже без них.
Старлей
P.M.
9-11-2011 10:28 Старлей
Originally posted by Yep:
теперь все в розыске.

могли-бы спросить на заводе .. . там чуть-ли не с точностью до дома известно где они "скрываются"

ASDER_K
P.M.
9-11-2011 10:54 ASDER_K
Originally posted by Зануда:

короче, убили еще один завод.


он жил несам. он жил на системе исскуственного жизнеобеспечения - губернаторе - и возможности плевать на все. систему отключили - и справедливо - за вранье постоянное и кидалово. и - завод умер сам. потому, что его и не делали конкурентоспособным. и не плаировали делать. вот емким для баблоотжима - да. конкурентным - нет.
Yep
P.M.
9-11-2011 12:20 Yep
к тому же их и любить особо не за что: почитал я тут про проблемы Тагеров с коробками.. .
-Bar-
P.M.
9-11-2011 22:01 -Bar-
вот емким для баблоотжима - да. конкурентным - нет
Конкурентоспособные предприятия узнают все прелести рейдерского захвата. ИМХО, тут не только владельцы завода виноваты.
Maksim V
P.M.
10-11-2011 06:27 Maksim V
Конкурентоспособные предприятия узнают все прелести рейдерского захвата.

Да ? Ну и кто захватил Автофрамос в Москве , завод "Форд" в Всеволжске или "Фольксваген " в Калуге ?
Voices
P.M.
11-11-2011 08:09 Voices
Originally posted by Maksim V:

Ну и кто захватил Автофрамос в Москве , завод "Форд" в Всеволжске или "Фольксваген " в Калуге ?


а чего, есть дебилы которые рискнут рейдить заводы с западными инвестициями?

-Bar-
P.M.
12-11-2011 12:30 -Bar-
Ну и кто захватил Автофрамос в Москве , завод "Форд" в Всеволжске или "Фольксваген " в Калуге ?

Там иностранный капитал. Путин столько времени добивался этих вложений, что сам любому глотку порвет за посягательство.
ДартВ
P.M.
9-10-2012 12:18 ДартВ
Ну так и на какой стадии процесс?
>
Guns.ru Talks
транспортный вопрос
ТАГАЗ: из грязи в князи и обратно за 13 лет